На импортных трамвайных вагонах узкой колеи ГДР применялись против замерзания воздухопроводов распылители денатурированного спирта (рис. 2).
Распылитель включают в трубопровод непосредственно за главным воздушным резервуаром, и при каждом отборе воздуха из резервуара добавляют к нему незначительное количество паров спирта путем мельчайшего распыления. Распылитель состоит из следующих деталей: нижней части картера 1, верхней части картера 2, всасывающей трубки 3 с жиклером и затворной шайбой, спускной пробки 4, запорной пробки 5 и соединительных болтов между верхней и нижней частями картера, а также из нескольких уплотнительных прокладок.
Рис. 2. Распылитель денатурированного спирта против замерзания воздухопроводов трамвая.
Принцип действия соответствует работе карбюратора автомашины. Во время охлаждения воздуха выпадают находящиеся в нем водяные пары в виде воды. Последняя содержит в себе частицы спирта, и так как водный раствор спирта имеет точку замерзания более низкую, чем чистая вода, то образовавшийся конденсат остается жидким. В таком состоянии он не вреден и направляется воздушным потоком к влагоотделителям, собирателям капель и т. п., где он собирается и опускается наружу.