Конструкции узла управления автомобиля: щиток приборов, встроенный в панель приборов или размещенный на рулевой колонке

Руль и приборная панель автомобиля К основным элементам отделки и оборудования корпусов кузовов относятся сиденья и окна, а также комплект указателей и переключателей с рулевым колесом, так называемый узел управления. Для этих элементов большую роль играет эргономика.

Узел управления решается в двух вариантах размещения щитка приборов на панели приборов или на рулевой колонке в виде приставки.

Щиток, встроенный в панель приборов

Щиток приборов должен быть размещен так, чтобы кроме удовлетворения очевидного требования хорошей видимости его через рулевое колесо не происходило отражения приборов в стекле переднего окна (рис. 1). Отражению приборов препятствует козырек, который может быть частью панели приборов или корпуса щитка приборов (рис. 2).

Преломление лучей, вызывающее отражение приборов в стекле переднего окна автомобиля

Рис. 1. Преломление лучей, вызывающее отражение приборов в стекле переднего окна автомобиля.

Средства затенения приборов и предупреждения их отражения в стекле переднего окна автомобиля: a — козырек панели приборов и штампованный корпус щитка приборов; b — козырек корпуса щитка приборов; с — козырек штампованной верхней детали панели приборов.

Рис. 2. Средства затенения приборов и предупреждения их отражения в стекле переднего окна автомобиля: a — козырек панели приборов и штампованный корпус щитка приборов; b — козырек корпуса щитка приборов; с — козырек штампованной верхней детали панели приборов.

Создание щитков приборов легковых автомобилей не представляет собой особых конструктивных трудностей. Обычно их конструируют в виде очень разных форм указателей. Из этих многочисленных форм, с точки зрения легкости их восприятия, наиболее характерны указатели в виде циферблата или полосы (рис. 3 и 4). Наиболее распространенной формой переключателей являются клавишные системы, соответственно обозначенные, распределенные и сгруппированные.

Узел управления автомобиля Porsche 911S

Рис. 3. Узел управления автомобиля Porsche 911S.

Узел управления автомобиля Polski Fiat 125Р

Рис. 4. Узел управления автомобиля «Polski Fiat 125Р».

Проблема размещения переключателей в наиболее удобной зоне действия руки никогда не была легкой и еще более усложнилась при введении ремней безопасности. Представляется, что правильным решением этого вопроса может быть размещение переключателей на рулевой колонке (рис. 5), исключающее необходимость снятия руки с рулевого колеса.

Объединенный автомобильный кнопочный переключатель фирмы Lucas: 1 — освещение приборов; 2 — омыватель стекол; 3 — стеклоочистители; 4 — указатели поворота; 5 — освещение автомобиля; 6 — переключатель света.

Рис. 5. Объединенный автомобильный кнопочный переключатель фирмы Lucas: 1 — освещение приборов; 2 — омыватель стекол; 3 — стеклоочистители; 4 — указатели поворота; 5 — освещение автомобиля; 6 — переключатель света.

Щиток на рулевой колонке

Щиток в виде приставки к рулевой колонке применяется, когда панель приборов недостаточно доступна или когда надо обеспечить независимость панели от лево- или правостороннего размещения рулевого управления. Это относится, прежде всего, к грузовым автомобилям с вагонной компоновкой кузовов (рис. 6).

Узел управления кабины Ergomatic грузового автомобиля

Рис. 6. Узел управления кабины «Ergomatic» грузового автомобиля.

В кузовах автобусов решение вопроса облегчается использованием боковой стенки возле водителя для размещения переключателей (рис. 7).

Узел управления автобуса Berliet PR 100

Рис. 7. Узел управления автобуса Berliet PR 100.

В грузовых автомобилях лучшим решением, устраняющим встречающиеся до настоящего времени трудности, является размещение комплекта приборов и переключателей внутри пространства, ограниченного рулевым колесом (рис. 8). Только в этом случае можно получить действительно функциональную систему и полную независимость ее от других элементов кузова.

Узел управления (проект) грузового автомобиля Star 200 с кабиной IWP/FSC-633

Рис. 8. Узел управления (проект) грузового автомобиля «Star 200» с кабиной IWP/FSC-633.

Детский гематолог в рязани центр детской гематологии.
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.