Карбюратор К-133, устанавливаемый на автомобили ЗАЗ-968М «Запорожец», – вертикальный, двухдиффузорный, с падающим потоком.
Основные технические характеристики карбюратора К-133:
Диаметр смесительной камеры: 32 мм;
Диаметр большого диффузора: 22 мм;
Диаметр малого диффузора: 8 мм;
Диаметр балансировочного отверстия: 3,2 мм;
Пропускная система жиклеров (определяется объемом воды, которая протекает при температуре +20° C и напоре 1000 мм водного столба через жиклер за 1 минуту):
– главного топливного жиклера: 210±3 см3/мин;
– топливного жиклера холостого хода: 52±1,5 см3/мин;
– главного воздушного жиклера: 280±3,5 см3/мин;
– воздушного жиклера холостого хода: 370±9 см3/мин;
Диаметр жиклеров:
– экономайзера главной системы: 0,8+0,06 мм;
– распылительного ускорительного насоса: 0,4+0,03 мм;
Диаметр эмульсионных отверстий в смесительной камере:
– нижнего: 5,5+0,06 мм;
– верхнего: 1+0,01 мм;
Зазор между гайкой штока и планкой при открытой полностью дроссельной заслонке:
– привода ускорительного насоса: 2±0,5 мм;
– привода экономайзера: 5±0,5 мм;
Уровень топлива в поплавковой камере (определяется от верхней плоскости поплавковой камеры): 22+1,5-1,0 мм;
Масса поплавка в сборе: 13,3 ±0,7 г.
Ход иглы топливного клапана: 1,2+0,3 мм;
Внешний вид карбюратора К-133 автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»: 1 — Трубка подведения разрежения к клапану электромагнитному; 2 — Винт регулирования автономной системы холостого хода (АСХХ); 3 — Трубка подведения разрежения к клапану экономайзера автономной системы холостого хода; 4 — Рычаг привода заслонки дроссельной; 5 — Нижний рычаг воздушной заслонки; 6 — Рычаг привода микровыключателя; 7 — Кронштейн; 8 — Пробка топливного жиклера системы холостого хода; 9 — Винты крепления кронштейна; 10 — Жесткая тяга воздушной заслонки; 11 — Микровыключатель; 12 — Пробка воздушного жиклера главной системы; 13 — Кронштейн крепления оболочки троса привода воздушной заслонки; 14 — Пробка фильтра; 15 — Винт крепления троса привода воздушной заслонки; 16 — Рычаг привода воздушной заслонки; 17 — Рычаг с осью воздушной заслонки; 18 — Телескопическая тяга воздушной заслонки; 19 — Штуцер к вакуумному регулятору распределителя зажигания; 20 — Винт регулировки эксплуатационной автономной системы холостого хода (АСХХ); 21 — Экономайзер принудительного холостого хода (ЭПХХ); 23 — Трубка рециркуляции топлива; 24 — Трубка подвода топлива; 25 — Пробка главного жиклера; 26 — Рычаг привода ускорительного насоса.
Состав горючей смеси меняется из-за того, что воздух поступает в канал главной дозирующей системы после главного топливного жиклера (работа по принципу уменьшения разрежения у главного жиклера).
Система холостого хода связана с главной дозирующей системой. Они обеспечивают в автоматическом режиме нужный экономичный состав горючей смеси для работы двигателя автомобиля ЗАЗ-968М при любых положениях дроссельной заслонки – от минимальных оборотов холостого хода до полной нагрузки.
При практически полном открытии дроссельной заслонки и, следовательно, при полной нагрузке двигателя в работу вступает система экономайзера и горючая смесь обогащается для получения наивысшей мощности двигателя.
Карбюраторный корпус состоит из трех частей, которые по двум горизонтальным плоскостям соединены винтами. Верхняя часть включает крышку 32 поплавковой камеры и входной патрубок с воздушной заслонкой 36. В крышке находится топливный клапан 46 поплавкового механизма. Средняя часть формирует поплавковую камеру, а также воздушный канал с запрессованным туда малым диффузором 37. Тут расположены все элементы дозирующих систем кроме воздушного жиклера 43 холостого хода. Нижняя часть карбюратора К-133 представляет из себя смесительную камеру с дроссельной заслонкой 54, размещенной в ней. К стенкам смесительной камеры дроссельная заслонка прилегает плотно (зазор не должен быть больше 0,06 мм).
Большой диффузор 38 своим буртиком закреплен на стыке нижней и средней частей корпуса карбюратора. Между ними стоит прокладка.
Кроме описанных основных дозирующих систем у карбюратора К-133 есть ускорительный насос, экономайзер 21 принудительного холостого хода (ЭПХХ) и устройство для прогрева и пуска двигателя.
Схема карбюратора К-133 автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»: 1 — Трубка подведения разрежения к клапану электромагнитному; 2 — Винт регулирования автономной системы холостого хода (АСХХ); 5 — Нижний рычаг воздушной заслонки; 6 — Рычаг привода микровыключателя; 7 — Кронштейн; 9 — Винты крепления кронштейна; 11 — Микровыключатель; 20 — Винт регулировки эксплуатационной автономной системы холостого хода (АСХХ); 22 — Упорный рычаг дроссельной заслонки; 23 — Трубка рециркуляции топлива; 24 — Трубка подвода топлива; 25 — Пробка главного жиклера; 27 — Обратный клапан; 28 — Клапан экономайзера; 29 — Шток клапана экономайзера; 30 — Шток привода ускорительного насоса; 31 — Канал вентиляционный; 32 — Крышка поплавковой камеры; 33 — Насос ускорительный; 34 — Распылитель; 35 — Винт топливоподводящий; 36 — Воздушная заслонка; 37 — Диффузор малый с распылителем; 38 — Диффузор большой; 39 — Пробка; 40 — Трубка эмульсионная; 41 — Воздушный жиклер главной системы; 42 — Топливный жиклер холостого хода; 43 — Воздушный жиклер холостого хода; 44 — Топливный жиклер главной системы; 45 — Фильтр топливный; 46 — Топливный клапан; 47 — Корпус поплавковой камеры; 48 — Поплавок; 49 — Вентиляционный штуцер электромагнитного клапана; 50 — Клапан электромагнитный системы экономайзера принудительного холостого хода; 51 — Клапан системы ЭПХХ; 52 — Распылитель АСXX; 53 — Отверстие выходное системы холостого хода; 54 — Заслонка дроссельная; 55 — Корпус смесительной камеры; 56 — Прерыватель-распределитель; 57 — Катушка зажигания; 58 — Блок управления электронный.
С атмосферой поплавковая камера сообщается через специальное отверстие 31 с воздухоочистителем. С помощью вентиляции исключается влияние на состав горючей смеси, которую делает карбюратор, сопротивления воздухоочистителя.
Примечание. Карбюратор К-133 с декабря 1985 года стал выпускаться без клапана вентиляции поплавковой камеры.
В поплавковую камеру бензин поступает посредством топливного клапана 46, предварительно пройдя через фильтр 45. Топливный фильтр является бескаркасным и представляет из себя сетчатый элемент, который плотно посажен на двух конусах.
Через трубку рециркуляции топлива 23 и калиброванное отверстие диаметром 1,2 мм часть топлива сливается в топливный бак.
С помощью рециркуляции топлива происходит охлаждение топливного насоса, что не дает образовываться в топливном насосе парам бензина и улучшает пуск горячего двигателя, в особенности сразу после остановки.
Свободно помещенная в седле 72, игла 71 топливного клапана опирается на язычок 70, принадлежащий рычагу поплавка 48. Ход иглы клапана равен 1,2—1,5 мм и устанавливается методом подгибания ограничителя 69 хода поплавка.
Уплотнительное кольцо 73 надето на конус иглы топливного клапана. Оно упирается в седло клапана и закрывает доступ в поплавковую камеру топлива.
Поплавок с топливным клапаном карбюратора К-133 автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»: 19 — Штуцер к вакуумному регулятору распределителя зажигания; 48 — Поплавок; 68 — Ось поплавка; 69 — Ограничитель хода поплавка; 70 — Язычок для установки уровня топлива; 71 — Игла клапана подачи топлива; 72 — Седло топливного клапана; 73 — Кольцо уплотнительное.
В поплавковой камере уровень топлива при избыточном давлении 0,3 кгс/см2 (0,03 МПа) должен быть ниже верхней плоскости поплавковой камеры на 21,0—23,5 мм.
В состав главной дозирующей системы входит клапан 28 экономайзера с главным топливным жиклером 44, воздушный жиклер 41 и эмульсионная трубка 40. Установлен главный жиклер в поплавковой камере. К нему можно получить доступ после, выворачивания резьбовой пробки 25. Боковая поверхность эмульсионной трубки имеет отверстия, которые служат для питания системы, а, при определенном режиме работы двигателя, они также обеспечивают поступление в канал воздуха, предварительно прошедшего через воздушный жиклер.
Когда работа двигателя происходит на нагрузочных режимах, топливо под воздействием разрежения у устья распылителя, последовательно пройдя через жиклер, доходит до распылителя и через него попадает в малый диффузор. К бензину по пути подмешивается воздух, который поступает через воздушный жиклер 41. Бензин распыляется с помощью воздуха, который одновременно уменьшает около устья главного жиклера разрежение, вследствие чего состав горючей смеси автоматически корректируется.
В главном воздушном канале карбюратора К-133 есть отверстие со штуцером 19, расположенное немного выше кромки дроссельной заслонки, которая находится в прикрытом положении. Данное отверстие нужно для того, чтобы разрежение передавалось к вакуум-регулятору опережения зажигания.
В случае работы двигателя с небольшой частотой вращения коленвала, когда дроссельная заслонка 54 практически полностью закрыта, разрежения в малом диффузоре недостаточно, чтобы создать истечение бензина из устья распылителя. В такой ситуации вступает в работу система холостого хода, которая включает канал с выходными отверстиями, расположенными на разной высоте, воздушный жиклер 43, экономайзер 21 принудительного холостого хода, топливный жиклер 42, микровыключатель 11 с электромагнитным клапаном 50 и электронным блоком управления 58.
Бензин из поплавковой камеры подается через главный жиклер 44, а также топливный жиклер 42. К нему по пути подмешивается воздух, который поступает через верхние отверстия канала и воздушный жиклер 43. Полученная топливная эмульсия выходит посредством распылителя 52 и отверстия 53, которое регулируется клапаном 51. С помощью винта 20 происходит регулирование объема эмульсии, а, следовательно, объема горючей смеси.
Устройство карбюратора К-133 автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»: 3 — Трубка подведения разрежения к клапану экономайзера автономной системы холостого хода; 4 — Рычаг привода заслонки дроссельной; 5 — Нижний рычаг воздушной заслонки; 6 — Рычаг привода микровыключателя; 20 — Винт регулировки эксплуатационной автономной системы холостого хода (АСХХ); 22 — Упорный рычаг дроссельной заслонки; 26 — Рычаг привода ускорительного насоса; 51 — Клапан системы ЭПХХ; 52 — Распылитель АСXX; 54 — Заслонка дроссельная; 55 — Корпус смесительной камеры.
Верхнее отверстие при открытии дроссельной заслонки оказывается в зоне разрежения и посредством него засасывается топливная эмульсия из канала холостого хода.
Двигатель начинает плавно переходить на нагрузочный режим с режима холостого хода.
В карбюраторе К-133 для снижения расхода топлива существуют экономайзер принудительного холостого хода (ЭПХХ) и автономная система холостого хода (АСХХ).
Экономайзер принудительного холостого хода 21 стоит в корпусе смесительной камеры, а микровыключатель 11 находится в связи с приводом дроссельной заслонки.
Экономайзер управляется с помощью установленных отдельно электронного блока управления 58 и электропневмоклапана 50.
При использовании системы экономайзера принудительного холостого хода уменьшается токсичность отработавших газов автомобиля ЗАЗ-968М и увеличивается экономичность.
В состав экономайзера принудительного холостого хода входят диафрагма и клапан 51, которые размещены в корпусе, закрытом крышкой. В крышке есть винт 20, который регулирует объем смеси, поступающей в двигатель, и ограничивает ход клапана 51 с диафрагмой. Данное устройство образует главный регулирующий элемент, которым управляет разрежение, появляющееся во впускной трубе, имеющей соединение с полостью В над диафрагмой посредством электропневмоклапана 50 с трубками 3 и 1.
На кронштейне 7 со стороны привода дроссельной заслонки укреплен микровыключатель 11 с помощью винтов 9. Эффективность работы системы ЭПХХ зависит от точности его установки.
Электропневмоклапан 50 находится на горизонтальной полке кузова автомобиля справа от катушки зажигания и служит для отключения и включения подачи разрежения к диафрагме клапана.
Важной составной частью системы ЭПХХ является электронный блок управления 58. Его ставят в моторном отсеке, и он управляет работой электропневмоклапана, осуществляя его включение при определенной частоте вращения коленвала.
Проверка уровня топлива в поплавковой камере карбюратора К-133 автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»: 59 — Прокладка; 60 — Штуцер; 61 — Трубочка стеклянная; 62 — Линейка масштабная.
Принцип работы экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ) карбюратора К-133 автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»
Микровыключатель 11 до пуска двигателя выключен с помощью рычага 6 привода. Клапан 51 экономайзера закрывает выходное отверстие 53 системы холостого хода. Электронный блок управления 58 в момент пуска двигателя замыкает цепь питания электропневмоклапана 50. Он, в свою очередь, открывает доступ разрежению (к трубке 3 от трубки 1) полости В экономайзера.
Под действием разрежения диафрагма экономайзера оттягивает клапан 51 и отверстие 53 открывается. Регулировочный винт 20 ограничивает ход диафрагмы. В поддиафрагменных полостях А и Б разрежение меньше, чем в полости В. Этим достигается режим наименьшей частоты вращения коленвала на холостом ходу. Когда открывается дроссельная заслонка, рычаг 5 поворачивается, тем самым освобождая рычаг 6 и включая микровыключатель 11. Напряжение начинает подаваться к электропневмоклапану и на блок питания.
Если частота вращения коленвала двигателя меньше 1500—1800 мин-1 (об/мин), электронный блок остается замкнут, если частота вращения больше 1500—1800 мин-1 (об/мин), электронный блок выключается, но электропневмоклапан при этом остается включенным из-за замкнутого микровыключателя.
При движении в режиме принудительного холостого хода (когда осуществляется движение под уклон с включенной передачей и торможение двигателем) в случае резкого закрытия дроссельной заслонки рычагом 5 нажимается рычаг 6 микровыключателя и, тем самым, его включает.
Электропневмоклапан 50 отключается при частоте вращения коленвала больше 1500—1800 мин-1 (об/мин) и закрывает доступ вакууму в полость В, соединяя ее с атмосферой посредством вентиляционного штуцера 49. В полостях В и Б разрежение меньше, чем в полости А, поэтому диафрагма изгибается влево, и с помощью клапана 51 перекрывается отверстие 53, отключая подачу в двигатель топливной смеси. При частоте вращения коленвала меньше 1500 мин-1 (об/мин) включается электронный блок управления и на электропневмоклапан подается напряжение. Клапан включается, разрежение доходит до диафрагмы экономайзера, которая прогибается вправо, клапаном 51 открывается отверстие 53, и снова начинается из системы холостого хода подача топливной смеси.
Регулировка карбюратора К-133, которая идет с завода, обеспечивает максимальную топливную экономичность двигателя и мощность. В связи с чем изменения заводской регулировки ведут к уменьшению мощности двигателя и росту расхода бензина.
Когда дроссельная заслонка открыта почти полностью, вступает в действие экономайзер. В состав системы экономайзера входит привод, клапан 28 экономайзера с жиклером, жиклер 44 главной системы и шток 65 клапана с пружиной.
Шток 65 открывает клапан 28, после чего бензин легко проходит по каналу, при этом минуя жиклер 44. В результате обогащается горючая смесь, и двигатель, который работал в экономичном режиме, переходит в режим работы на наибольшей мощности.
Устройство карбюратора К-133 автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»: 8 — Пробка топливного жиклера системы холостого хода; 11 — Микровыключатель; 12 — Пробка воздушного жиклера главной системы; 13 — Кронштейн крепления оболочки троса привода воздушной заслонки; 14 — Пробка фильтра; 15 — Винт крепления троса привода воздушной заслонки; 16 — Рычаг привода воздушной заслонки; 23 — Трубка рециркуляции топлива; 24 — Трубка подвода топлива; 27 — Обратный клапан; 31 — Канал вентиляционный; 32 — Крышка поплавковой камеры; 36 — Воздушная заслонка; 37 — Диффузор малый с распылителем; 39 — Пробка; 41 — Воздушный жиклер главной системы; 44 — Топливный жиклер главной системы; 45 — Фильтр топливный; 46 — Топливный клапан; 47 — Корпус поплавковой камеры; 63 — Пружина телескопической тяги; 64 — Поршень ускорительного насоса; 65 — Шток клапана экономайзера с пружиной; 66 — Шток насоса ускорительного; 67 — Манжета поршня насоса ускорительного.
Привод ускорительного насоса объединен с приводом экономайзера конструктивно. Сам привод осуществляются от рычага, который закреплен на оси дроссельной заслонки.
Ускорительный насос нужен для недолгого обогащения горючей смеси в случае, если дроссельная заслонка будет резко открыта.
В состав ускорительного насоса входят цилиндр с поршнем 64, распылитель 34, детали привода, топливоподводящий винт 35 с калиброванным отверстием и обратный шариковый клапан 27. Ускорительный насос должен иметь производительность за 10 рабочих ходов не меньше 6 см3.
Когда дроссельная заслонка открывается, опускается рычаг 26 и опускается шток 66. Жестко связанная со штоком планка сжимает пружину. Поршень 64 под действием пружины опускается вниз, и бензин, который находится под ним, через топливоподводящий винт 35, распылитель 34 поступает в главный воздушный канал. Эти обеспечивается нужное обогащение смеси.
Когда дроссельная заслонка закрывается, при перемещении поршня 64 вверх, цилиндр наполняется бензином, который поступает из поплавковой камеры посредством обратного шарикового клапана 27. С помощью топливоподводящего винта 35 с клапаном закрывается проход воздуха в цилиндр из главного воздушного канала. При опускании поршня, обратный клапан преграждает бензину путь в поплавковую камеру.
У пускового устройства имеется воздушная заслонка 36, удерживаемая пружиной, установленной на приливе крышки, в исходном положении. С дроссельной заслонкой воздушная заслонка соединяется верхним 16 и нижним 5 рычагами, телескопической 18 и жесткой 10 тягами.
К стенке крышки поплавковой камеры воздушная заслонка прилегает плотно (зазор не должен быть больше 0,25 мм). Когда воздушная заслонка полностью закрыта, зазор между дроссельной заслонкой и стенкой смесительной камеры должен равняться 1,6—1,8 мм. Зазор устанавливается с помощью подгибания жесткой тяги 10.
При запуске и прогреве холодного двигателя нужное обогащение горючей смеси достигается открытием воздушной заслонки. Открытие заслонки происходит автоматически из-за разрежения в карбюраторе за воздушной заслонкой. При этом заслонка, которая на оси установлена асимметрично, преодолевает усилие пружины, находящейся на телескопической тяге.
От создаваемого при пуске двигателя разрежения зависит величина открытия заслонки. В первоначальный момент, при закрытой заслонке, в главном воздушном канале карбюратора К-133 резко возрастает разрежение, и усиливается истечение бензина из малого диффузора 37. Этим облегчается запуск холодного двигателя.
При работе двигателя на небольших оборотах холостого хода (1000 об/мин), регулировка карбюратора происходит на прогретом двигателе, когда температура масла равна 60—70° C. При помощи винта 20 регулируется объем смеси, а винтом 2 — качество смеси. Заворачивая или отворачивая винты, получаем устойчивую работу двигателя на холостом ходу.
Карбюратор К-133А
Карбюратор К-133А автомобиля ЗАЗ-968М-005 отличается от карбюратора К-133 отсутствием экономайзера 21 (см. рисунки выше) принудительного холостого хода, микровыключателя 11, электромагнитного клапана 50 и электронного блока управления 58. Все остальные детали и узлы карбюраторов К-133А и К-133 взаимозаменяемы.
Регулировка частоты вращения при работе на холостом ходу производится винтом 18 (см. рисунок ниже) регулировки количества смеси. Качество смеси регулируется винтом 17.
Смесительная камера карбюратора К-133А автомобиля ЗАЗ-968М-005 «Запорожец»: 14 — Дроссельная заслонка; 15 — Воздушный канал; 16 — Эмульсионный канал холостого хода; 17 — Винт регулировки качества смеси; 18 — Винт регулировки количества смеси; 19 — Корпус смесительной камеры; 20 — Распылитель; 21 — Теплоизоляционная прокладка.