Двухступенчатый редуктор, установленный на трамвайном вагоне РВЗ закрытого типа, работает в масляной ванне кожуха из стального литья. Редуктор состоит из двух пар шестерен: конической – со спиральными зубцами и цилиндрической – с косыми зубцами. Конические шестерни являются деталями редуктора автомашины ЗИЛ-150.
Ведомая цилиндрическая шестерня редуктора напрессована на ось колесной пары вагона трамвая под усилием 45 г. Ось колесной пары смонтирована на трех опорах в кожухе, имеющем горизонтальный разъем по всей длине кожуха.
Сферические подшипники (№ 3620) применяются в качестве буксовых опор, расположенных на концах кожуха, по одному на каждом.
В целях уменьшения прогиба оси от радиального усилия передачи на оси колесной пары вагона РВЗ трамвая, у цилиндрической шестерни редуктора установлен шарикоподшипник № 221. Обе половинки кожуха стянуты болтами. В месте нахождения шестерни он имеет увеличенную полость с фланцем в вертикальной плоскости, к которому на восьми резьбовых шпильках и двух контрольных штифтах присоединяется горловина с остальной частью редуктора вагона.
В горловине из стального литья установлены промежуточный валик на двух конических роликоподшипниках (№ 7612), расположенных по концам, и ведущая коническая шестерня редуктора трамвая РВЗ, смонтированная в стакане.
К борту промежуточного валика, составляющего одно целое с ведущей цилиндрической шестерней, крепится ведомая коническая шестерня редуктора. Регулировка натяга роликоподшипников и зацепления конических шестерен осуществляется набором стальных прокладок.
Ведущая коническая шестерня смонтирована в стакане на трех подшипниках, из которых один – роликовый (№ 2313) и два – шариковые (№ 410).
Зубчатая передача редуктора трамвайного вагона типа РВЗ состоит из следующих основных частей: ведущей конической шестерни со шлицевым хвостовиком, образующих ведущий вал; ведомой конической шестерни, которая крепится на фланце промежуточного валика, составляющего одно целое с ведущей цилиндрической шестерней и ведомой цилиндрической шестерней, напрессованной на ось колесной пары.
Кинематическая схема передачи редуктора вагона трамвая (рис. 1) следующая: коническая ведущая шестерня, получая вращающий момент от тягового двигателя через карданный вал и диск тормоза, посаженный на шлицевой хвостовик этой шестерни, входит в зацепление с ведомой конической шестерней. На промежуточном валике с ведомой конической шестерней находится ведущая цилиндрическая шестерня. Она зацепляется с ведомой цилиндрической шестерней на оси колесной пары и передает вращение на ось с ведущими колесами.
Рис. 1. Кинематическая схема передачи редуктора трамвайного вагона РВЗ: 1 – колесная пара; 2 – подшипники качения; 3 – ведомая цилиндрическая шестерня; 4 – шестерня ведущая цилиндрическая; 5 – шестерня ведомая коническая; 6 – подшипники ведомых шестерен; 7 – шестерня ведущая коническая; 8 – тяговый двигатель; 9 – карданный вал; 10 – тормозной диск; 11 – подшипник ведущей шестерни.
Ведущая коническая шестерня трамвайного редуктора имеет две опоры: со стороны шлицевого хвостовика, на который насажен тормозной диск, соединенный с карданным валом, установленным на двух шарикоподшипниках (№ 410), а с другой стороны вал шестерни опирается на роликовый подшипник № 2313. Промежуточный валик своими концами опирается на два роликовых подшипника № 7612.
Все шестерни редуктора вагона РВЗ изготовлены из стали 12×2Н4А, цементированной и закаленной рабочей поверхностью зубьев, твердостью по Роквеллу – 56–60.
Подшипники и шестерни редуктора трамвая смазываются маслом, заливаемым до уровня контрольной пробки в кожух.
Технические данные зубчатой передачи вагона РВЗ приведены в табл. 1.
Наименование | Единица измерения | Ведущая шестерня | Ведомая шестерня |
---|---|---|---|
Коническая пара | |||
Модуль | – | 9 | 9 |
Диаметр делительной окружности | мм | 99 | 225 |
Ширина зуба | » | 38 | 38 |
Высота зуба (полная) | » | 16,99 | 16,99 |
Угол зацепления | град. | 20° | 20° |
Число зубьев | шт. | 11 | 25 |
Передаточное число пары | – | 2,27 | |
Цилиндрическая пара | |||
Модуль | – | 7 | 7 |
Диаметр делительной окружности | мм | 93,8 | 295,83 |
Ширина зуба | » | 90 | 90 |
Высота зуба | » | 13 | 13 |
Угол зацепления | град. | 20 | 20 |
Число зубьев | шт. | 13 | 41 |
Передаточное число пары | – | 3,15 | |
Общее передаточное число редуктора | – | i = (25·41)/(11·13) = 7,17 |
Подшипники рассчитаны на 80 тыс. часов работы. Количество масла, заливаемое одновременно в редуктор, составляет 6 кг.