При ремонте кузовов трамвайных вагонов и их эксплуатации можно пользоваться следующими нормами.
1. При капитальном и большом ремонте кузова вагона трамвая, как правило, размеры всех элементов кузова должны соответствовать номинальным. В этом случае допускаются следующие отклонения:
а) по длине всего вагона ±15 мм; наружной ширине кузова ±10 мм;
б) расстояние от головки рельса до центра головки буфера допускается ±10 мм;
в) прогиб подплощадочных балок в вертикальной плоскости не должен превышать 10 мм;
г) продольная балка рамы кузова может отклоняться от прямой на ± 5 мм;
д) продольная ось кузова может не совпадать с осями площадок не более чем на 3 мм.
2. При среднем ремонте кузова трамвая также допускаются отклонения от номинальных размеров:
а) глубина местных вмятин на наружной обшивке или на отбойных буферах должна быть не более 2 мм;
б) прогиб рамы вагона в средней ее части возможен не более 20 мм;
в) провисание площадки может быть не более 10 мм, а высота реек настила – не менее 10 мм.
3. При малом ремонте кузова вагона подвижного состава трамвая возможны следующие отклонения от номинальных размеров:
а) глубина местных вмятин на наружной обшивке или на отбойных буферах должна быть не более 2 мм, прогиб рамы вагона в средней ее части – не более 20 мм;
б) провисание площадки должно быть не более 15 мм, высота реек настила пола – не менее 10 мм.
4. В эксплуатации допускаются следующие отклонения от норм кузовов вагонов трамвая: глубина местных вмятин на наружной обшивке или на отбойных буферах может быть не более 5 мм, высота реек настила пола – не менее 5 мм.
Окраска трамвайных вагонов производится при всех видах плановых ремонтов, а частичная окраска – при местных повреждениях кузова.
В табл. 1 приводятся основные сведения о лакокрасочных материалах, применяемых для окраски трамвайных вагонов.
Назначение материала | Наименование лакокрасочных материалов | ГОСТ или ТУ | Допустимые заменители |
---|---|---|---|
Для грунтовки наружной стороны обшивки кузова трамвая | Грунтовка № 138 | ГОСТ 4056–48 | Грунтовка железо-суричная по рабочему составу № 2 |
Для выравнивания наружной поверхности кузова трамвая | Шпатлевка ЛШ-1 | ВТУ-МХП 1805–51 | Шпатлевка масляно-лаковая по рабочему составу № 5 |
Для выравнивания изъянов потолка и стен | Шпатлевка ЛШ-2 | То же | Шпатлевка масляно-лаковая по рабочему составу № 7 |
Для окраски верха кузова и потолка салона | Эмаль ПФ-57, кремовая | ГОСТ 6465–53 | Кремовая эмаль № 570 |
Для окраски низа кузова и приготовления коричневой краски | Эмаль ПФ-59, вишневая | То же | – |
Для приготовления коричневой краски | Эмаль ПФ-60, синяя | » | – |
Для окраски верхней части кузова | Эмаль ПФ-56 | » | Белая эмаль № 560 |
Для разведения эмалей на последний слой наружной окраски и лакировки рам | Лак № 170 | ТУ-МХП 1308–45 | – |
Для разведания шпатлевки ЛШ-1 и лакировки деревянных диванов | Лак № 408 (4 с) | ГОСТ 5470–50 | Лак № 408 |
Для приготовления шпатлевки | Лак масляный подмазочный № 74 | ГОСТ 6807–53 | Лак № 75 |
Для окраски рамы, тележек, подвагонных деталей, приборов, кожухов аппаратов и уплотнительной резины | Лак битумный № 177 | ГОСТ 5631–51 | – |
Для добавления в выявительный слой эмали ПФ-570 или ПФ-57 | Белила цинковые густотертые | ГОСТ 482–41 | – |
Для окраски крыш трамвайных вагонов | Краска масляная серо-дикая | ГОСТ 1031–53 | – |
Для приготовления краски для пола | Охра густотертая | ГОСТ 8866–58 | – |
Для окраски пола и ходовых частей | Краска черная малярная густотертая | ГОСТ 6586–53 | – |
Для разведения масляных красок | Олифа оксоль | ОСТ (НКТП 7474/581) | – |
Для приготовления шпатлевки | Мел | ГОСТ 842–52 | – |
То же | Сурик железный сухой | ГОСТ 8135–56 | – |
» | Охра сухая | ГОСТ 8019–56 | – |
» | Белила цинковые, сухие | ГОСТ 202–41 | – |
Для добавления в масляные краски и шпатлевки | Сиккатив № 64 | ГОСТ 1003–41 | – |
Для разведения эмалей, грунтовки и шпатлевки | Скипидар (масло терпентинное) | ГОСТ 1571–54 | Сольвент |
Для обезжиривания, разведения масляных красок, мытья кистей и посуды | Уайт-спирит (бензин-растворитель) | ГОСТ 3134–52 | – |
Для снятия старой краски | Смывка СД | ТУ МХП 1113–44 | – |
Для снятия старой краски | Смывка АФТ-1 | ТУ МХП 2648–51 | Печура |
Для шлифовки | Пемза морская кусковая | – | – |
Для смывающихся составов | Каустическая сода | ГОСТ 2263–43 | – |
Для очистки от ржавчины | Наждачная шкурка № 46 | ГОСТ 5009–52 | – |
Для шлифовки по грунтовке и по подмазке (1-й и 2-й слой) | Наждачная шкурка № 140 | То же | – |
Для шлифовки по шпатлевке (по выправленным местам по выявительному слою эмали) | Водостойкая шкурка № 220 | » | – |
Для шлифовки по эмали и лаку | Водостойкая шкурка № 320 | » | – |
Для шлифовки по дереву | Стеклянная шкурка № 160 | » | – |
Для обозначения номеров | Цировочная желтая краска | ТУ НКПХ 1819–45 | Эмаль А-6 Эмаль ПФ-62 |
В табл. 2 указывается инструмент, необходимый для малярных работ на вагонах подвижного состава трамвая.
Назначение инструмента | Наименование |
---|---|
Для удаления шпатлевки | Стамески стальные |
Для нанесения шпатлевки | Шпатели стальные 15 см |
Для нанесения шпатлевки | Шпатели буковые 10 см |
Для нанесения грунта и эмалей | Кисти щетинные №№ 28–30 |
Для окраски небольших поверхностей | То же, №№ 18–20 |
Для нанесения разделительных и декоративных полос | Кисти филенчатые № 30 |
Для расфлейцовки | Флейц щетинный 10 см |
Для окраски рамы, тележек, грунтовки и окраски кузова | Краскораспылитель КР-10 или КВ-30 |
Для размягчения старой краски | Электронагревательный прибор |
Для механизированной шлифовки | Шлифовальный аппарат И-54 или ЛША-1 |
Малярная промывка кузова
Для сохранения окраски трамвайных вагонов в ревизионно-предупредительном ремонте № 1 необходимо произвести малярную промывку наружной окраски кузова.
Промывку делают 1–2-процентным раствором щавелевой кислоты в воде или раствором аммиака.
Наружная поверхность кузова вагона трамвая смазывается раствором, который оставляют на 1–1,5 мин., после чего промывают водой и протирают обтирочными концами или тряпками.
Для защиты рук и одежды работающих на промывке служат резиновые перчатки и фартуки.
В табл. 3 даются рецептура лакокрасочных составов и нормы расхода их на ремонтную окраску трамвайных вагонов.
№ рецепта | Наименование рабочего состава | Рабочая рецептура (расход материала) в % | Вязкость по вискозиметру ВЗ-4 | Расход в г/м2 на одно покрытие |
---|---|---|---|---|
1 | Грунтовка № 138 | Грунтовка № 138–80 | 33–41 | 70 |
Скипидар 20 | ||||
2 | Грунтовка железно-суричная | Сурик железный тертый – 50% | 33–49 | 70 |
Олифа оксоль – 35 | ||||
Уайт-спирит –10 | ||||
Сиккатив – 5 | ||||
3 | Готовая подмазка для завалов | Шпатлевка ЛШ-1 –90 | – | 100 |
Мел дробленый –10 | – | |||
4 | Готовая подмазка для 1-го и 2-го слоев | Шпатлевка ЛШ-1 –100–90 | – | 200–300 |
Скипидар – 0–10 | ||||
5 | То же, для изготовления в малярном цехе | Мел сухой – 60 | – | 200–300 |
Белила цинковые сухие – 7 | ||||
Охра сухая – 5 | ||||
Сурик железный сухой – 3 | ||||
Лак № 74 или № 408 – 25 | ||||
6 | Шпатлевка для приклейки брезента на крыше | Шпатлевка ЛШ-1 – 70 | – | – |
Лак № 408 – 20 | ||||
Сиккатив – 5 | ||||
Уайт-спирит – 5 | ||||
7 | Подмазка для потолков и стен | Шпатлевка ЛШ-2 – 90–100 | – | 100–200 |
Скипидар – 10–0 | ||||
8 | То же, для изготовления в малярном цехе | Мел сеяный – 70 | – | 100–200 |
Лак № 74 – 28 | ||||
Сиккатив – 1 | ||||
Вода – 1 | ||||
9 | Кремовая эмаль для выявительного слоя | Эмаль ПФ-570 или ПФ-57 – 60 | 33–41 | – |
Белила цинковые густотертые – 10 | – | 120 | ||
Скипидар – 30 | ||||
10 | Вишневая эмаль для выявительного слоя | Эмаль ПФ-59 – 70 | 33–41 | 70 |
Скипидар – 30 | ||||
11 | Кремовая эмаль для 2-го слоя | Эмаль ПФ-570 или ПФ-57 – 90 | 41–61 | 120 |
Скипидар – 10 | ||||
12 | Кремовая эмаль для 3-го слоя | Эмаль ПФ-570 или ПФ-57 – 60 | 49–61 | 120 |
Лак № 170 – 35 | ||||
Скипидар – 5 | ||||
13 | Вишневая эмаль для 2-го слоя | Эмаль ПФ-59 – 90 | – | – |
Скипидар – 10 | ||||
14 | Вишневая эмаль для 3-го слоя | Эмаль ПФ-59 – 60 | 49–61 | 100 |
Лак № 170 – 35 | ||||
Скипидар – 5 | ||||
15 | Серо-дикая краска для окраски крыши и грунтовки досок крыши под оклейку брезентом | Серо-дикая тертая – 45 | 25–33 | 120 |
Олифа оксоль – 45 | ||||
Сиккатив – 5 | ||||
Уайт-спирит – 5 | ||||
16 | Краска эмалевая для выявительного слоя для потолка | Эмали ПФ-570, 57 , 59 – 70 | 33–41 | 120 |
Скипидар – 30 | ||||
17 | Краска белая для грунтовки потолка | Белила густотертые – 50 | 33–41 | 120 |
Олифа оксоль – 45 | ||||
Сиккатив – 5 | ||||
18 | Краска эмалевая для 2-го слоя потолка | Эмаль ПФ-570, 57, 59 – 90 | 41–61 | 120 |
Скипидар – 10 | ||||
19 | Краска белая для вторичной окраски потолка под торцовку | Белила густотертые – 75 | 41–61 | 150 |
Олифа – 20 | ||||
Сиккатив – 4,8 | ||||
Ультрамарин – 0,2 | ||||
20 | Кремовая эмаль для потолка | Эмаль ПФ-570 или ПФ-57 – 90 | 41–61 | 120 |
Скипидар – 10 | ||||
21 | Краска эмалевая для выявительного слоя панели | Эмаль ПФ-59, 60 – 70 | 33–41 | 70 |
Скипидар – 30 | ||||
22 | Грунтовка вишневая для боковых и потолочных раскладок, дверей, рам и фрамуг | Эмаль № 59 – 70 | 33–41 | 90 |
Скипидар – 30 | ||||
23 | Краска эмалевая для 2-го слоя панели, 1-го слоя каркасов диванов, потолка и стен кабины водителя | Эмали ПФ-59, 60 – 90 | 49–61 | 100 |
Скипидар – 10 | ||||
24 | Краска вишневая для боковых и потолочных раскладок, дверей, рам и фрамуг | Эмаль № 59 – 70 | 49–61 | 100 |
Лак № 408 – 30 | ||||
25 | Краска эмалевая коричневая для 3-го слоя панели, 2-го слоя каркасов диванов, потолка и стен кабины водителя | Эмаль ПФ-59, 60 – 90 | 49–61 | 100 |
Скипидар – 10 | ||||
26 | Краска для пола и реечного настила трамвая, при резиновом коврике | Краска черная малярная густотертая – 20 | 25–33 | 120 |
Серо-дикая густотертая – 30 | ||||
Олифа оксоль – 45 | ||||
Сиккатив – 5 | ||||
27 | Краска для пола и реечного настила при линолеуме | Охра густотертая – 25 | 25–33 | 120 |
Сурик железный густотертый – 25 | ||||
Олифа оксоль – 45 | ||||
Сиккатив – 5 | ||||
28 | Грунтовка для деревянных деталей | Мумия тертая – 25 | 25–33 | 100 |
Олифа оксоль – 70 | ||||
Сиккатив – 5 | ||||
29 | Краска для рамы тележек, подвагонных деталей, колонки тормозов, кожухов аппаратов и уплотнительной резины | Лак № 177 – 90 | 33–41 | 120 |
Уайт-спирит – 10 | ||||
30 | Краска для разделительной полосы | Эмаль ПФ-59 – 40 | 41–49 | 100 |
Эмаль ПФ-60 – 50 | ||||
Скипидар – 10 | ||||
31 | Краска для декоративных полос снаружи вагона | Эмаль ПФ-59 – 90 | 41–49 | 100 |
Скипидар – 10 | ||||
32 | Шпатлевка для выправки мелких изъянов по выявительной окраске | Мел сеяный, сухой – 70 | – | 25 |
Лак № 74 – 28 | ||||
Вода – 1 | ||||
Сиккатив – 1 |
В табл. 4 приводятся нормы расхода текстовинита на мягкие сиденья трамвайных вагонов МТВ-82 и РВЗ при ремонте.
Наименование сиденья | Количество текстовинита на одно сиденье в м2 | Количество сидений в вагоне в шт. | Количество текстовинита на вагон в м2 |
---|---|---|---|
Сиденье двухместное | 1,769 | 12 | 21,22 |
Сиденье одноместное | 1,065 | 16 | 17,04 |
Сиденье водителя | 0,816 | 1 | 0,816 |
Сиденье кондуктора | 0,921 | 1 | 0,921 |
Итого | – | – | ~40 |
В табл. 5 приводятся размеры стекол трамвайных вагонов КТМ-1 и КТП-1, а в табл. 6 – размеры стекол вагона трамвая МТВ-82, которые необходимо использовать при ремонте.
Наименование | Количество стекол на вагон в шт. | Габаритные размеры в мм | Толщина одного стекла в мм | Площадь одного стекла в м2 | Общая площадь стекол в м2 |
---|---|---|---|---|---|
Трамвайный вагон КТМ-1 | |||||
Стекла подъемных окон левой стороны середины вагона | 6 | 480 × 765 | 5 | 0,338 | 2,028 |
Стекла подъемных окон правой стороны середины вагона | 6 | 335 × 765 | 5 | 0,256 | 1,536 |
Стекла неподвижные левой стороны середины вагона | 6 | 335 × 765 | 5 | 0,256 | 1,536 |
То же, правой стороны середины вагона | 6 | 335 × 765 | 5 | 0,256 | 1,536 |
Стекла неподвижные левой стороны середины вагона | 2 | 705 × 625 | 5 | 0,441 | 0,882 |
1 | 705 × 790 | 5 | 0,557 | 0,557 | |
Стекла кабины водителя: | |||||
– боковые подвижные | 1 | 360 × 625 | 5 | 0,225 | 0,225 |
– боковые неподвижные | 1 | 315 × 625 | 5 | 0,197 | 0,197 |
– лобовые | 2 | 725 × 685 | 5 | 0,497 | 0,994 |
1 | 705 × 495 | 5 | 0,349 | 0,349 | |
1 | 705 × 325 | 5 | 0,229 | 0,229 | |
Задние стекла вагона | 2 | 750 × 640 | 5 | 0,480 | 0,960 |
Стекла дверей входа невыхода | 4 | 200 × 640 | 5 | 0,128 | 0,512 |
Стекло перегородки кабины водителя | 1 | 350 × 705 | 5 | 0,247 | 0,247 |
Стекла дверей кабины водителя | 2 | 225 × 705 | 5 | 0,159 | 0,318 |
Трамвайный вагон КТП-1 | |||||
Стекла подъемных окон середины вагона (с обеих сторон) | 12 | 340 × 770 | 5 | 0,262 | 3,144 |
Стекла неподвижные середины вагона (с обеих сторон) | 12 | 335 × 770 | 5 | 0,258 | 3,096 |
Стекла боковых окон левой стороны вагона | 2 | 720 × 625 | 5 | 0,450 | 0,900 |
2 | 705 × 790 | 5 | 0,557 | 1,114 | |
Стекла входных и выходных дверей | 2 | 195 × 640 | 5 | 0,125 | 0,250 |
2 | 195 × 635 | 5 | 0,124 | 0,248 | |
Стекла задних окон вагона | 2 | 650 × 760 | 5 | 0,494 | 0,988 |
Стекла передних окон вагона | 1 | 650 × 730 | 5 | 0,475 | 0,475 |
1 | 745 × 730 | 5 | 0,544 | 0,544 |
Наименование | Количество стекол на вагон в шт. | Габаритные размеры в мм | Толщина одного стекла в мм | Площадь одного стекла в м2 | Общая площадь стекол в м2 |
---|---|---|---|---|---|
Верхние стекла неподвижных боковых окон салона | 26 | 667 × 216 | 5 | 0,144 | 3,744 |
Стекла дверей | 8 | 116 × 606 | 5 | 0,072 | 0,576 |
Стекла подъемных боковых окон салона | 26 | 691 × 451 | 5 | 0,311 | 8,094 |
Стекла левой части перегородки и двери кабины водителя | 3 | 350 × 526 | 5 | 0,184 | 0,552 |
Стекла правой части перегородки кабины водителя | 1 | 294 × 526 | 5 | 0,155 | 0,155 |
Стекла перегородки у места кондуктора | 1 | 430 × 615 | 5 | 0,265 | 0,265 |
Стекла ветровых окон кабины водителя | 2 | 767 × 667 | 5 | 0,512 | 1,024 |
Стекло неподвижного правого окна кабины водителя | 1 | 224 × 560 | 5 | 0,126 | 0,126 |
Стекло подвижного левого окна кабины водителя | 2 | 550 × 520 | 5 | 0,288 | 0,576 |
Стекла задних окон салона | 2 | 562 × 458 | 5 | 0,259 | 0,518 |
Стекло заднего бокового окна салона | 1 | 675 × 458 | 5 | 0,307 | 0,307 |
Стекло маршрутных знаков конечных пунктов | 1 | 1201 × 150 | 5 | 0,180 | 0,180 |
Стекло маршрутного номера | 1 | 266 × 215 | 5 | 0,057 | 0,057 |
Стекла световых цветных фонарей | 2 | Ø 125 | 5 | 0,001 | 0,002 |