Затруднения при пуске холодного двигателя автомобиля Москвич 401-420 в условиях низких температур объясняются тремя причинами:
1) значительным ухудшением испаряемости бензина;
2) ухудшением искрообразования между электродами свечей вследствие снижения напряжения на аккумуляторе автомобиля и уменьшения ее электрической емкости. На каждый градус снижения температуры батареи ее емкость уменьшается примерно на 1-2%.
Так, при температуре минус 15°C емкость батареи составляет около 40% от емкости, которую батарея имела при температуре плюс 15°C;
3) затрудненным проворачиванием коленчатого вала двигателя при загустевании масла в зазорах между деталями. Загустевание масла требует значительного увеличения усилий для смещения трущихся поверхностей деталей (в основном между стенками цилиндров и поршнями, а также в подшипниках коленчатого вала).
С понижением температуры воздуха и увеличением продолжительности стоянки увеличиваются объем и сложность работ, выполняемых для пуска двигателя.
При температурах воздуха не ниже минус 5—10°C двигатель автомобиля «Москвич» после продолжительной стоянки можно пустить в ход без предварительного подогрева.
Для этого надо:
1) убедиться в том, что рычаг передач находится на нейтрали, и повернуть коленвал двигателя автомобиля на несколько оборотов пусковой рукояткой;
2) вытянуть до упора кнопку воздушной заслонки карбюратора, полностью закрыв заслонку, и нажать 2—3 раза на педаль управления дросселем;
3) нажав на педаль, выключить сцепление и, включив зажигание, нажать правой ногой на педаль включателя стартера. Одновременно нужно слегка нажимать каблуком на педаль управления дросселем.
Не рекомендуется включать стартер более чем на 5 сек. Между включениями стартера должны быть перерывы 1—2 мин.
Если двигатель не начал работать, необходимо повторить указанные операции. Исправный двигатель пускается обычно с двух-трех попыток;
4) как только двигатель начнет работать, передвинуть немного вперед кнопку воздушной 5аслонки и, дав двигателю прогреться (не более минуты), быстро выйти из автомобиля и небольшой струей залить в радиатор заранее приготовленные 6 л холодной воды;
5) после этого продолжить прогрев двигателя «Москвича» в течение 5—10 мин., поддерживая возможно минимальные обороты коленчатого вала.
Никогда не забывайте о губительном действии на двигатель больших оборотов коленчатого вала, пока двигатель не прогрелся до нормальной температуры. При этом холодное густое масло не подается насосом к трущимся поверхностям двигателя в необходимом количестве и между поверхностями трущихся деталей происходит так называемое полусухое трение, что повышает их износ.
Если двигатель, только что пущенный в ход на сильном морозе, заставить работать на максимальных оборотах, это неизбежно приведет к выплавлению подшипников коленчатого вала «Москвича», задирам поршней или другим, не менее пагубным последствиям.