Сцепление силового агрегата МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец» служит для разъединения трансмиссии и двигателя, когда нужно переключить передачи.
На автомобиле стоит однодисковое фрикционное сухое сцепление с гасителем крутильных колебаний на ведомом диске. У фрикционных накладок диска наружный диаметр составляет 190 мм.
Сцепление состоит из чугунного нажимного диска 6 в сборе с кожухом и ведомого диска 5.
Картер 3 сцепления — колоколообразный, отлит из магниевого сплава и крепится к картеру двигателя шестью шпильками. Его замкнутая форма повышает жесткость конструкции, что предотвращает нарушение соосности коленчатого вала и ведущего вала коробки передач, а, следовательно, увеличивает надежность работы коробки передач и сцепления.
Механизм сцепления: 1 — Выжимной подшипник в сборе; 2 — Манжета ведущего вала; 3 — Картер сцепления; 4 — Маховик; 5 — Ведомый диск в сборе; 6 — Нажимной диск в сборе; 7 — Болт маховика; 8 — Подшипник ведущего вала; 9 — Ведущий вал коробки передач; 10 — Пята; 11 — Рычаг; 12 — Палец регулировочный; 13 — Гайка регулировочная.
Центрируется картер сцепления относительно картера двигателя кольцевой проточкой, диаметр которой равен 319+0,05 мм, глубина равна 5—5,5 мм.
Посадочные места картера сцепления и картера коробки передач обработку проходят совместно, поэтому картер сцепления можно заменить лишь в комплекте. Картер сцепления к картеру коробки передач крепится восемью шпильками с усилием затяжки 32—40 Н·м (3,2—4 кгс·м), центрируется — двумя контрольными штифтами.
Прокладку между картером сцепления и картером коробки передач не ставят, место соединения смазывают уплотняющей пастой УН-25.
Передней опорой ведущего вала 9 является роликовый подшипник 8, запрессованный в болт 7 маховика. Для длительного сохранения смазки в подшипнике в болт устанавливают войлочный сальник с заглушкой.
В автомобиле ЗАЗ-968М для того, чтобы предотвратить проникновение смазки в полость картера сцепления из картера коробки передач, в отверстие задней стенки картера запрессована манжета 2 с маслосгонной резьбой на рабочей кромке, которая направлена навстречу маслу. На внутренней поверхности задней стенки имеются приливы. В расточенные отверстия приливов установлены полиамидные втулки 15, в которые вмонтирована ось 23 вилки механизма выжима сцепления. Осевое перемещение оси в пределах 0,1—0,5 мм устанавливаются подбором регулировочных шайб 25 и ограничивается стопорным кольцом 26.
На оси установлена вилка 27 выключения сцепления, которая закреплена распорным клином 22 с пружинной шайбой 21 и гайкой 20. Гайка 20 затягивается усилием 22—32 Н·м (2,2—3,2 кгс·м).
Возвратная пружина 24 осуществляет возврат оси 23 с вилкой и вилки выключения 27 и обеспечивает свободный ход педали сцепления. Пружина 24 свободно надета на ось вилки 29 и одним концом упирается в стенку картера 3, а вторым, специальным усом, захватывает вилку 27.
В растворе вилки 27 установлен выжимной подшипник 1, удерживаемый двумя пружинными соединительными звеньями 14.
Ось с вилкой и выжимной подшипник механизма сцепления: 1 — Выжимной подшипник в сборе; 14 — Соединительное звено; 15 — Втулка полиамидная; 16 — Обойма; 17 — Подшипник; 18 — Обойма проставки; 19 — Проставка из материала АГ НАМИ; 20 — Гайка; 21 — Шайба стопорная; 22 — Клин; 23 — Ось с вилкой; 24 — Пружина возвратная; 25 — Шайба регулировочная; 26 — Стопорное кольцо; 27 — Вилка выжима выключения сцепления.
Для нормальной работы нажимного 6 и ведомого 5 дисков сцепления автомобиля ЗАЗ-968М при их установке выдерживают размер 52±0,37 мм от плоскости маховика 4 до опорной плоскости пяты 10 и биение плоскости пяты относительно маховика не более 0,8 мм.
Это положение достигается завертыванием или отвертыванием регулировочных гаек 13, при этом рычаги 11 следует сдвинуть от центра до упора в стойки.
После регулировки биения пяты, которое должно быть 0,1 мм регулировочные гайки 13 стопорят вдавливанием бурта в паз пальца 12. После стопорения гаек биение плоскости пяты может измениться, но его величина не должна превышать 0,8 мм.
Выжимной подшипник — комбинированный, шариковый, закрытого типа, не требующий дополнительного смазывания в эксплуатации.
В чугунную обойму 16 запрессован шариковый подшипник 17 закрытого типа.
Выжимной подшипник автомобиля ЗАЗ-968М при выжиме сцепления не только вращается со скоростью вращения пяты, но и скользит по ее плоскости перпендикулярно оси.
Для устранения при работе выжимного подшипника и пяты контакта «сталь по стали» и уменьшения трения между пятой и внутренней обоймой подшипника во внутреннюю обойму подшипника установлена обойма 18 проставки с проставкой 19 из специального материала АГ НАМИ.
Установка проставки уменьшает трение и увеличивает надежность и долговечность работы узла.
- Принцип работы механизма сцепления
- Устройство нажимного и ведомого дисков сцепления
- Устройство привода выключения сцепления