Устройство нажимного и ведомого дисков сцепления силового агрегата МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»

Автомобиль Запорожец ЗАЗ-968М (photo by granada_turnier / commons.wikimedia.org / CC BY-SA (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/2.0)) Кожух 8 механизма сцепления силового агрегата МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец» — штампованный стальной, соединен с маховиком двигателя шестью болтами и установочными штифтами.

Кожух имеет три прямоугольных окна, в которые входят выступы нажимного диска 9, что обеспечивает его перемещение в осевом направлении и передачу крутящего момента от маховика к диску. На торцовой поверхности кожуха выштамповано шесть вентиляционных окон.

Устройство механизма сцепления силового агрегата МеМЗ-966Г автомобиля ЗАЗ-968М-005 «Запорожец»: Нажимной и ведомый диски — см. здесь.

Ведомый диск сцепления ЗАЗ-968М зажат между нажимным диском и маховиком усилием шести цилиндрических пружин 11. По величине рабочего усилия пружины сортируются на две группы и маркируются разными цветами — коричневым и серым. Пружины установлены в стаканах 12 нажимных пружин, которые заплечиками удерживаются в отверстиях кожуха. Между нажимным диском 9 и пружинами 11 установлены термоизоляционные прокладки 10 из прессованного фенопласта. Для установки прокладок в нажимном диске имеются гнезда.

Нажимной диск сцепления силового агрегата МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М Запорожец

Нажимной диск сцепления: 1 — Шайба опорная регулировочной гайки; 2 — Гайка регулировочная; 3 — Палец нажимного диска; 4 — Упорная стоика рычага; 5 — Рычаг нажимного диска; 6 — Пружина пяты; 7 — Пята рычагов; 8 — Кожух; 9 — Нажимной диск с тремя выступами; 10 — Термоизоляционная прокладка; 11 — Пружина нажимная; 12 — Стакан нажимной пружины.

На упорных стойках 4, приклепанных к кожуху, качаются три штампованных рычага 5, имеющие прямоугольные усы, охватывающие выступы нажимного диска 9. Пальцы 3 входят свободно в фигурное отверстие рычага 5 и в отверстия диска 9. На пальцах стоят термообработанные опорные шайбы 1, которые опираются на выштамповку цилиндрической формы рычагов 5, а также на пальцы навернуты регулировочные гайки 2.

Гайки 2 после регулировки фиксируются от отвертывания путем вдавливания их цилиндрического буртика в прорези регулировочных пальцев при помощи специальных клещей. В прорези, находящиеся на концах рычагов 5, заходят выступы стальной цианированной пяты 7, прикрепленной соединительными звеньями пружины 6 к рычагам.

Положение пяты 7 регулируется на заводе и, как правило, не подлежит регулировке в эксплуатации.

Пружина 6 опирается на кожух 8, в отверстия которого входят концы пружины, постоянно прижимающие рычаг 5 и пяту 7 к кожуху 8.

Диск нажимной с кожухом в сборе балансируют статическим методом. Допустимый дисбаланс должен быть не больше 0,2 Н·см (20 гс·см).

Поверхности пяты 7 и шайбы 1 для увеличения износостойкости трущихся пар фосфатируют с дальнейшей пропиткой фосфатного слоя с помощью твердой смазки дисульфида молибдена.

Ведомый диск автомобиля ЗАЗ-968М, который передает вращение на ведущий вал коробки передач от двигателя, имеет гаситель колебаний, который предназначен для нейтрализации вредного влияния крутильных колебаний коленвала двигателя в силовой передаче и для уменьшения в элементах силовой передачи напряжений, появляющихся при резкой смене скоростного режима от мгновенных динамических нагрузок.

Ведомый диск сцепления силового агрегата МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М Запорожец

Ведомый диск сцепления: 13 — Пружинная пластина; 14 — Накладка фрикционная; 15 — Пружина гасителя колебаний; 16 — Кольцо гасителя колебаний; 17 — Ступица; 18 — Пластина гасителя колебаний; 19 — Ведомый диск; 20 — Палец стяжной; 21, 22 — Заклепка.

От фрикционных накладок 14 крутящий момент двигателя передается к ступице 17 ведомого диска посредством пружины 15. Порождаемые крутильными колебаниями коленвала двигателя изменения крутящего момента, ведут к угловому перемещению ведомого диска по отношению к ступице 17, из-за чего пружины 15 разжимаются и сжимаются попеременно. Движению ведомого диска по отношению к ступице сопутствует поглощение энергии от крутильных колебаний на поверхностях, которые скользят друг по другу.

С помощью пружин 15 обеспечивается более мягкое включение сцепления и уменьшение частоты собственных колебаний силовой передачи, а также устраняется появления резонансных колебаний.

Ведомый диск на шлицы ведущего вала коробки передач автомобиля надевают так, чтобы пластина 18 была обращена к коробке передач.

Во фланце ступицы 17 имеется шесть прямоугольных окон, в которые входят с натягом пружины 15. На ступицу 17 свободно надет штампованный ведомый диск 19, соединенный тремя стяжными пальцами 20 с пластиной 18. Пальцы 20 свободно проходят сквозь вырезы во фланце ступицы.

Пружины 15 входят одновременно в окна фланца ступицы 17, диска 19 и пластины 18, упруго связывая между собой эти детали для предохранения пружин 15 от выпадения; края окон в диске 19 и пластине 18 отогнуты.

Конструкция окон под пружины 15 в ступице 17, диске 19 и пластине 18 обеспечивает не одновременное вступление в работу пружин, что позволяет осуществлять последовательное увеличение жесткости упругого элемента гасителя колебаний.

Момент силы трения в гасителе колебаний, за счет которого и гасятся крутильные колебания, возникающие в упругой системе трансмиссии, возникает при сжатии трущихся поверхностей с помощью колец 16, установленных с каждой стороны фланца ступицы, и находится в пределах 3,75—9 Н·м (0,375—0,9 кгс·м).

К кольцам с передней (обращенной к маховику) стороны фланца ступицы 17 прижимается диск 19, а с задней стороны — пластина 18.

Получение осевого усилия, необходимого для создания момента трения в гасителе колебаний, определяется высотой средней части пальцев 20, толщиной колец 16 и фланца ступицы 17. Концы стяжных пальцев 20 расклепаны, и ведомый диск вместе со ступицей и пластиной 18 составляет один неразборный узел.

К ведомому диску 19 автомобиля ЗАЗ-968М приклепаны стальными заклепками 21 девять пружинных пластин 13, имеющих волнистую поверхность. С двух сторон пластин закреплены фрикционные накладки 14 с помощью алюминиевых заклепок 22.

Работа сцепления силового агрегата МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М Запорожец

Каждая фрикционная накладка приклепана к пластинам 13 независимо одна от другой. Вставляют заклепки со стороны накладок, а расклепывание происходит на пружинных пластинах. По окончанию расклепки головки утопают на 1—1,6 мм относительно рабочей поверхности накладок. В противоположной фрикционной накладке напротив каждой из заклепок есть отверстие, что дает возможность немного раздвигаться фрикционным накладкам из-за прогиба пружинных пластин 13. При включенном сцеплении пластины распрямляются, снова выгибаются при выключенном сцеплении, когда ведомый диск не находится в зажатом состоянии от рабочего усилия нажимных пружин. Таким образом создается плавность включения сцепления.

Ведомый диск силового агрегата МеМЗ-968Н в сборе статически балансируется, допустимый дисбаланс составляет 0,15 Н·см (15 гс·см).

Дисбаланс устраняется установкой грузиков и стачиванием торца фрикционных накладок на величину до 2 мм.

Закладка Постоянная ссылка.