Устройство механизма сцепления силового агрегата МеМЗ-966Г автомобиля ЗАЗ-968М-005 «Запорожец»: Нажимной и ведомый диски

Автомобиль Запорожец ЗАЗ-968М (photo by Avjoska / commons.wikimedia.org / CC BY-SA (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0)) Сцепление силового агрегата МеМЗ-966Г автомобиля ЗАЗ-968М-005 — сухое, однодисковое, имеет гидравлический привод выключения. Картер 11 закрывает механизм сцепления. Сам картер прикрепляется к картеру двигателя и картеру коробки передач шпильками. С целью обеспечить соосность все отверстия в картере сцепления, служащие для размещения подшипников, проходят совместную обработку с картером коробки передач, в связи с чем картер 11 заменить отдельно нельзя.

Механизм сцепления силового агрегата МеМЗ-966Г автомобиля ЗАЗ-968М-005 Запорожец

Механизм сцепления силового агрегата МеМЗ-966Г автомобиля ЗАЗ-968М-005 «Запорожец»: 1 — Вал сцепления; 2 — Маслоотражательное кольцо; 3 — Манжета; 4 — Маховик; 5 — Штифт; 6 — Палец нажимного диска; 7 — Болт маховика; 8 — Подшипник ведомого вала сцепления; 9 — Ведомый диск; 10 — Нажимной диск сцепления; 11 — Картер сцепления.

Нажимной и ведомый диски

Сцепление автомобиля ЗАЗ-968М-005 в сборе балансируется, дисбаланс составляет не более 20 г·см. С помощью цифровой маркировки «0» определяется взаиморасположение кожуха 17 и нажимного диска 10. После того, как произведена балансировка сцепления в сборе с коленвалом и маховиком, маховик тоже промаркировывается.

Цифровая маркировка 0, определяющая взаиморасположение кожуха и нажимного диска в механизме сцепления силового агрегата МеМЗ-966Г автомобиля ЗАЗ-968М-005 Запорожец

При эксплуатации положение пяты 12 рычагов не регулируют. Ее положение, которое соответствует расстоянию от торца маховика 40,5+0,45-0,25 миллиметров, фиксируется с помощью вдавливания в прорези пальцев 6, принадлежащих нажимному диску, цилиндрического буртика регулировочных гаек 22.

Между нажимным диском 10 и кожухом 17 в штампованных стаканах 16 размещаются шесть нажимных пружин 25. Усилие одной пружины 37—41 кгс. Пружины при сжатии до размера 31 мм проходят сортировку и делятся, в зависимости от нагрузки, на две группы, а затем маркируются окрашиванием в различные цвета. Имеющие усилие 37—39 кгс пружины 1-й группы маркируются при помощи черной краски. Имеющие усилие 39—41 кгс пружины второй группы маркируются при помощи серой краски. На одно сцепление устанавливают пружины одного цвета.

Нажимной диск механизма сцепления силового агрегата МеМЗ-966Г автомобиля ЗАЗ-968М-005 Запорожец с кожухом

Нажимной диск механизма сцепления: 6 — Палец нажимного диска; 10 — Нажимной диск сцепления; 12 — Пята рычагов; 13 — Рычаг нажимного диска сцепления; 14 — Упорная стойка рычага; 15 — Соединительное звено пружины пяты; 16 — Стакан нажимной пружины сцепления; 17 — Кожух сцепления; 22 — Регулировочная гайка; 23 — Шайба регулировочной гайки; 24 — Подкладка нажимной пружины сцепления; 25 — Нажимная пружина сцепления.

В отверстие задней стенки картера установлены маслоотражательное кольцо 2 и манжета 3, служащие для предотвращения проникновения смазки в полость картера сцепления из картера коробки передач.

Механизм выжима сцепления и привод силового агрегата МеМЗ-966Г взаимозаменяемы с такими же узлами агрегата МеМЗ-968Н.

Ведомый диск наружным диаметром 170 мм передает движение от двигателя на вал сцепления. Ступица 18 надета на шлицы вала сцепления 1 и свободно передвигается в осевом направлении.

К диску 21 приклепаны восемь пружинных пластин 20 с волнистой поверхностью. На пластинах с двух сторон алюминиевыми заклепками закреплены фрикционные накладки 19 независимо одна от другой.

Заклепки вставлены со стороны накладки, которую они крепят. Расклепывание их осуществляется на пружинных пластинах.

По отношению к рабочей поверхности накладок головки заклепок утопают на глубину 1—1,6 мм. При таком креплении накладки могут немного раздвигаться из-за прогибания пружинных пластин 20, которые при включении сцепления выпрямляются и изгибаются снова в момент выключения сцепления, когда ведомый диск не стоит в зажатом состоянии с помощью рабочего усилия нажимных пружин. Плавность включения сцепления обеспечивается именно этим.

Ведомый диск механизма сцепления силового агрегата МеМЗ-966Г автомобиля ЗАЗ-968М-005 Запорожец

Ведомый диск механизма сцепления: 18 — Ступица; 19 — Накладка фрикционная; 20 — Пружинная пластина; 21 — Диск.

Закладка Постоянная ссылка.