При отсутствии зарядного тока контрольная лампа при увеличении оборотов горит с перерывами или вообще не гаснет. Как правило, причиной отсутствия зарядного тока является неисправность генератора автомобиля Москвич 401-420.
Перед контролированием работы генератора нужно проверить надежность соединения наконечников проводов с клеммами стартера, реле-регулятора, генератора, а также к аккумулятору. Кроме того надо проверить натяжение ремня вентилятора.
Для определения работы генератора «Москвича» следует применить такой способ:
Все наружное освещение выключить, немного приоткрыв дроссель карбюратора рукой, установить средние обороты вала двигателя и на секунду замкнуть выводные клеммы Я и Ш генератора при помощи отвертки. При рабочем генераторе при размыкании клемм между ними должна проскочить искра. Обычно генератор перестает работать из-за загрязнения щеткодержателей или коллектора, что нарушает электрический контакт между коллектором и щетками. Поддержание в чистоте коллектора и щеткодержателей служит залогом безотказной работы генератора.
Попадание внутрь генератора автомобиля грязи, масла или воды снижает надежность его работы. При внешней очистке генератора и двигателя, а также при мойке автомобиля струей воды не направляйте ее на приборы электрооборудования. При смазке подшипников генератора не заливайте в масленки более двух-трех капель масла, так как излишек масла проникнет через войлочный сальник и попадет на коллектор и щетки.
В генератор «Москвича» вместе с охлаждающим воздухом попадает дорожная пыль, которая на сухих и чистых поверхностях почти не оседает и вместе с угольной пылью, образующейся от истирания щеток, выбрасывается из внутренних полостей генератора потоком воздуха. Когда коллектор и щеткодержатели замаслены, пыль плотным слоем оседает на смоченных маслом поверхностях. Загрязненный коллектор вызывает повышенный износ щеток, а грязь в щеткодержателях способствует «зависанию» (заклиниванию) в них щеток. В результате нарушается надежный контакт между щеткой и коллектором, между ними начинается искрение, что ведет к подгоранию коллектора и щеток, — генератор работать перестает.
В этом случае, отсоединив провод щетки с помощью крючка. изготовленного из стальной проволоки, надо отвести рычаг пружины, нажимающий на щетку, зацепить рычаг крючком за отверстие, имеющееся в его торце, и вынуть щетку из щеткодержателя (см. рисунок).
Таким же способом вынуть вторую щетку. Вытереть с коллектора и щеткодержателей грязь и масло. Если на поверхности коллектора останутся темные пятна или полосы со следами подгорания, то коллектор надо очистить мягкой стеклянной бумагой, № 00 и продуть сжатым воздухом. Загрязненные пазы между ламелями (пластинами) коллектора необходимо очистить (например, лезвием тонкой отвертки). Не употребляйте для чистки коллектора наждачную шкурку, так как наждачная пыль, забиваясь между пластинами коллектора, может вызвать короткое замыкание.
Снятие щетки генератора автомобиля Москвич 401-420.
Очистив тряпочкой пазы щеткодержателей и сами щетки, осторожно вставьте их обязательно в свои гнезда и в том же положении, в котором щетки стояли перед разборкой. Проследите, чтобы их контактные поверхности (торцы) касались коллектора.
При этом необходимо убедиться в целости щеток и легкости их перемещения в пазах. Щетки не должны быть изношены настолько, чтобы рычаги нажимных пружин касались края щеточных пазов.
В случае, если после проверки и очистки щеток генератора и коллектора генератор не работает, то он требует ремонта.
При исправном генераторе автомобиля и зарядной цепи (система проводов к батарее) причиной отсутствия тока заряда будет неисправность реле-регулятора «Москвича». Последний следует направить для ремонта в мастерскую. Неработающий генератор также может быть отремонтирован там.
Описание турбаза на малом море на нашем сайте.