В зависимости от конструктивного решения кузова легковых автомобилей имеют три основных типа корпусов:
— плоские (т. е. несущие плиты), предназначенные для совместной работы с остальными частями кузова;
— открытые, применяемые для кузовов типа кабриолет, родстер и т. п.;
— закрытые, используемые для кузовов типа седан, купе и т. п.
Плоский корпус состоит из основания пола, обвязок и балок, служащих для закрепления элементов двигателя и шасси.
Восприятие нагрузок остальными узлами кузова обеспечивается соединением обвязки с боковыми стенками, передней и задней перегородками и т. п. От вида этого соединения зависит доля нагрузок на плоский корпус от общих нагрузок на автомобиль.
Наибольшую часть нагрузок воспринимает плоский корпус при соединении основания пола с остальными элементами кузова с помощью нескольких болтов, причем обвязка основания и остальные узлы кузова отделяются эластичными прокладками. На плоский корпус приходится 40—60% нагрузок в зависимости от жесткости боковых стенок, передней перегородки и т. п. Если число болтов возрастает от десятка до нескольких десятков, то плоский корпус воспринимает до 20—30% нагрузок в зависимости от конструкций и вида применяемых прокладок. При выполнении соединения точечной сваркой это значение еще больше снижается, вследствие чего такое решение неприемлемо.
В общем схему плоского корпуса легкового автомобиля можно свести к схеме (рис. 1), состоящей из рамы A—B—C—D, пола и балок для крепления осей колес и двигателя. Эта схема выходит за пределы определения элементарных конструктивных плоскостей из-за того, что они испытывают изгиб.
Рис. 1. Схема плоского корпуса легкового автомобиля: 1 — рама; 2 — пол; 3 — передняя балка; 4 — задняя балка.
Научная работа художественная ковка металла.