Грузовой подвижной состав трамвая по своему оборудованию разделяется на моторный и прицепной.
По конструкции грузовой подвижной состав трамвая бывает следующих типов: 1) бортовые вагоны; 2) крытые вагоны; 3) самосвалы; 4) крановые вагоны; 5) поливочные вагоны; 6) электровозы.
Большинство бортовых и крытых вагонов, как моторных, так и прицепных, находящихся в настоящее время на инвентаре трамвайных предприятий, переделано из пассажирских вагонов.
Технические данные бортовых и крытых грузовых вагонов приводятся в табл. 1.
Типы грузовых трамвайных вагонов | Число осей | Завод-изготовитель | Годы постройки | Типы тележек | Диаметр колеса в мм | База вагона в мм | Габариты вагона в мм | Внутренние размеры платформы в мм | Грузоподъемность Q в т | Тара вагона G в т | Относительный вес вагона G/Q в т | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
длина | ширина | длина | ширина | Высота бортов | ||||||||||
Моторные грузовые трамвайные вагоны | ||||||||||||||
ГМ | 2 | «Красный путиловец» | 1925–1926 | На свободных осях | 850 | 3000 | 10410 | 2480 | 6890 | 2170 | 450 | 10,0 | 11,8 | 1,18 |
ГМУ | 2 | Ленинградский ВАРЗ | 1925–1926 | То же | 880 | 3000 | 10410 | 2350 | 6890 | 2170 | 500 | 10 0 | 12,1 | 1,21 |
БН | 2 | Московский СВАРЗ | 1938 | Беккера | 880 | 3600 | 11000 | 2200 | 6600 | 2041 | 300 | 9,0 | 13,0 | 1,44 |
БН | 2 | «Красное Сормово» | 1925 | Жесткая база | 880 | 3000 | 10270 | 2230 | 5900 | 2203 | 720 | 8,0 | 12,7 | 1,58 |
БО | 2 | Московский СВАРЗ | 1938 | Беккера | 880 | 3600 | 11000 | 2200 | 6600 | 2041 | 300 | 9,0 | 12,0 | 1,33 |
«Платформа» | 4 | Рижский вагоностроительный | 1956 | 2ДСБ | 780 | 6200 | 12368 | 2520 | 6514 | 2200 | 500 | 15,0 | 20,26 | 1,35 |
БТ (крытый вагон) | 2 | Московский СВАРЗ | 1938 | Беккера | 880 | 3500 | 11000 | 2200 | 6400 | 1990 | 2220* | 9,0 | 16,0 | 1,77 |
– | 2 | Киевский трамвайный завод | 1930–1941 | Жесткая база | 780 | 2800 | 9800 | 2200 | 6800 | 2100 | 500 | 10,0 | 10,0 | 1,00 |
Прицепные грузовые трамвайные вагоны | ||||||||||||||
ГМ-10 | 2 | «Красный путиловец» | 1926 | На свободных осях | 850 | 2500 | 6600 | 2450 | 5956 | 2156 | 610 | 10,0 | 3,0 | 0,35 |
ГМВП | 2 | Ленинградский ВАРЗ | 1940 | То же | 780 | 2600 | 6991 | 2400 | 6015 | 2160 | 600 | 10,0 | 4,15 | 0,41 |
ГМВМ | 2 | Ленинградский ВАРЗ | 1940 | » | 780 | 3000 | 6991 | 2400 | 6015 | 2160 | 600 | 10,0 | 4,15 | 0,41 |
ГМ-12 | 2 | Ленинградский ВАРЗ | 1940 | » | 780 | 2700 | 7200 | 2592 | 6440 | 2410 | 600 | 12,0 | 5,5 | 0,46 |
– | 2 | Горьковский ВАРЗ | 1936 | » | 880 | 3000 | 9100 | 2200 | 5200 | 2000 | 600 | 7,0 | 6,0 | 0,86 |
– | 2 | Московский СВАРЗ | – | Нюрнбергск. | 880 | 3600 | 10/00 | 2240 | 6600 | 2041 | 300 | 9,0 | 7,0 | 0,78 |
Крытый вагон | 2 | Московский СВАРЗ | – | » | 880 | 3600 | 10700 | 2240 | 6400 | 1990 | 2220* | 9,0 | 9,0 | 1,00 |
«Платформа» | 4 | Рижский вагоностроительный завод | 1956 | 2 ДСБТо же | 780 | 6200 | 12368 | 2300 | 9734 | 2200 | 500 | 25,0 | 13,43 | 0,54 |
– | 2 | – | На свободных осях | 850 | 2500 | 7960 | 2100 | – | – | – | 8,5 | 6,0 | 0,70 | |
– | 2 | Киевский трамвайный завод | 1934–1941 | Бестележечный | 780 | 2500 | 5300 | 2200 | 4400 | 2100 | 650 | 6,0 | 4,0 | 0,66 |
* Высота крытой части вагона. |
Моторные грузовые вагоны подвижного состава трамвая имеются как с односторонним, так и с двусторонним управлением. Вагоны типа ГМ, ГМУ, БН и БТ имеют крышевой навес, служащий основанием для токоприемника. У вагона типа БО токоприемник размещен над кабиной водителя, что позволяет обойтись без перекрытия над погрузочной площадкой вагона и облегчает возможность применения подъемных средств при погрузке и выгрузке вагона.
Грузовые вагоны трамвая типа «платформа» предназначены для перевозки строительных конструкций блоков и различных штучных материалов. Основные параметры поезда, состоящего из одного моторного и одного прицепного вагонов, следующие:
1. Наименьший радиус вписывания трамвайного вагона в кривую пути – 10 м.
2. Длина поезда – 24 736 мм.
3. Высота до контактной вставки токоприемника в рабочем состоянии: наибольшая – 6300 мм, наименьшая – 3900 мм.
4. Высота до оси сцепного прибора – 500 мм.
Конструкция вагонов предусматривает возможность выгрузки в обе стороны пути.
Поезд типа БТ предназначен для перевозки различных продовольственных товаров.
Моторные и прицепные саморазгружающиеся (самосвалы) грузовые трамвайные вагоны ленинградского и московского типов аналогичны по конструкции. Их технические данные приводятся в табл. 2. На погрузочной площадке платформы устроена ферма, образующая призму, у которой боковая грань наклонена к горизонтальной плоскости под углом в 45°. Продольные борты платформы состоят из двух частей: верхней неоткрывающейся и нижней откидной, которая запирается бортовыми рычагами. При открывании борт занимает положение, в котором он служит продолжением боковой грани призмы. Таким образом, выгрузка сыпучего груза происходит на определенном расстоянии от рельсов, исключая попадание груза на пути. Боковой открывающийся борт состоит из трех частей, каждая из них может открываться независимо одна от другой, что дает возможность разгрузки вагона трамвая на шесть отдельных площадок, в обе стороны пути.
Типы грузовых трамвайных вагонов | Число осей | Завод-изготовитель | Годы постройки | Типы тележек | Диаметр колеса в мм | База вагона в мм | Габариты вагона в мм | Внутренние размеры погрузочной платформы в мм | Максимальный угол наклона платформы в град. | Грузоподъемность Q в т | Тара вагона G в т | Относительный вес вагона G/Q в т | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
длина | ширина | длина | ширина | высота бортов | |||||||||||
Моторные грузовые трамвайные вагоны | |||||||||||||||
Саморазгрузчик | 2 | Московский СВАРЗ | 1948–1954 | Беккера | 880 | 3600 | 10410 | 2480 | 6600 | 2040 | 850 | 45 | 9,0 | 12,5 | 1,39 |
» | 2 | Ленинградский ВАРЗ | – | На свободных осях | 880 | 3000 | 10410 | 2350 | 6890 | 2170 | – | 45 | 10,0 | 12,0 | 1,20 |
ГМС-55 | 2 | Ленинградский ВАРЗ | 1956 | То же | 780 | 3000 | 9150 | 2400 | 7040 | 2320 | 400 | 50 | 10,0 | 15,95 | 1,59 |
Думпкар | 4 | Рижский вагоностроительный | 1956 | 2ДСБ | 780 | 6200 | 12368 | 2500 | 6528 | 2300 | 600 | 45 | 15,0 | 24,26 | 1,62 |
Поливочный, емкость 10 м3 | 2 | Ленинградское грузовое депо | 1948 | На свободных осях | 880 | 3000 | 10410 | 2350 | – | – | – | – | 10,0 | 13,0 | 1,30 |
То же | 2 | Киевский трамвайный завод | 1952 | Бестележечный | 780 | 2800 | 7650 | 2200 | 5300 | 2100 | 570 | 40 | 10,0 | – | – |
Прицепные грузовые трамвайные вагоны | |||||||||||||||
Саморазгрузчик | 2 | Ленинградский ВАРЗ | На свободных осях | 780 | 2600 | 6991 | 2400 | 6015 | 2160 | – | 45 | 10,0 | 5,0 | 0,50 | |
» | 2 | Московский СВАРЗ | 1948 | То же | 780 | 3600 | 10700 | 2240 | 6600 | 2040 | 850 | 45 | 9,0 | 8,0 | 0,88 |
ГПС-55 | 2 | Ленинградский ВАРЗ | 1956 | » | – | 3000 | 8020 | 2400 | 6240 | 2300 | 400 | 50 | 10,0 | 11,2 | 1,12 |
Саморазгрузчик | 2 | Архангельский трамвай | 1954 | » | 1050 | 3200 | 7820 | 2600 | 6400 | 2300 | – | 40–35 | 16,0 | 7,0 | 0,44 |
Думпкар | 4 | Рижский вагоностроительный | 1956 | 2ДСБ | 780 | 6200 | 12368 | 2500 | 9658 | 2300 | 600 | 45 | 25,0 | 16,95 | 0,68 |
Поливочный, емкость 8 м3 | 2 | Киевский трамвайный завод | 1952 | Бестележечный | 780 | 2500 | 5850 | 2200 | 5250 | 2100 | 500 | 40 | 10,0 | – | – |
То же | 2 | Ленинградское грузовое депо | 1948 | На свободных осях | 780 | 2600 | 6991 | 2400 | – | – | – | – | 10,0 | 6,0 | 0,60 |
Саморазгружающиеся прицепные грузовые вагоны Архангельского трамвая применяются для перевозки лесоотходов. Самосвалы построены на базе железнодорожных вагонов. На погрузочной площадке платформы устроены наклонные фермы. Разгружаются вагоны через боковые продольные люки, закрываемые щитами, прикрепленными к кузову, в верхней части, на шарнирах, а внизу – рычагами. Вместимость самосвала – до 35 м3 лесоотходов.
Грузовые трамвайные вагоны-самосвалы типов ГМС и ГПС (табл. 2) предназначены для перевозки сыпучих, а также штучных грузов. Вагон ГМС может эксплуатироваться как одиночный, так и с двумя прицепными платформами типа ГПС. Рама вагона – сварная. Кабина водителя имеет цельносварной каркас, под ней расположены балки для подвески гидравлической аппаратуры подъемного механизма. Внутри кабина оборудована механизмами для управления вагоном и пультом управления разгрузкой поезда. На крыше вагона установлены фары для освещения площадки разгрузки, на лобовой стенке кабины имеются софит и указатели поворота. Грузовой вагон подвижного состава трамвая имеет механический колесно-колодочный тормоз (с воздушным и ручным приводами) и электрические тормоза. Механическая часть тормоза приводится в действие от двух цилиндров диаметром 10". Воздушный привод вагона двухрежимный: при нагруженном вагоне включаются оба цилиндра, при порожнем – один.
Платформа для груза имеет два открывающихся борта, поэтому разгружать ее можно на обе стороны пути. В верхней части борта находится шарнир, вокруг которого борт может вращаться при подъеме и опускании платформы. В нижней части платформы расположен механизм автоматической фиксации борта, посредством которого он автоматически запирается при возвращении платформы после разгрузки в транспортное положение. Платформа шарнирно соединена с четырьмя гидравлическими цилиндрами, при помощи которых поднимается платформа (рис. 1). Цилиндры установлены на раме трамвайного грузового вагона.
Рис. 1. Грузовой трамвайный вагон-самосвал с гидравлическим приводом ГМС-55.
Электрическое оборудование вагона подвижного состава грузового трамвая состоит из двух тяговых двигателей ДТИ-60, контроллера, мотор-компрессора типа ТКВ-1, двух двигателей типа КБМ для гидравлических насосов, прочего оборудования и аппаратуры.
Гидравлический привод платформы грузового трамвая включает следующее оборудование: четыре рабочих цилиндра, масляный бак емкостью 85 л для минерального масла, два насоса, два обратных клапана, фильтр, предохранительный клапан, редукционный клапан, два реверсивных золотника, кулачок для управления четырехходовыми золотниками и два манометра.
При разгрузке в правую сторону первыми начинают работать цилиндры левой стороны; после того как поршни этих цилиндров полностью выйдут, платформа поворачивается на угол 17°, затем выходят поршни правой стороны и происходит поворот платформы еще на 33°. При повороте платформа вытягивает телескопические стаканы из левых цилиндров. Время подъема платформы – не более 90 сек., рабочее давление жидкости в гидравлической системе – 6,5 кг/см2.
Прицепные грузовые трамвайные вагоны ГПС имеют конструкцию грузовых платформ, а механизмы опрокидывания платформ – оборудованы автоматическим тормозом.
Грузовой трамвайный поезд типа Думпкар (рис. 2) предназначен для перевозки различных сыпучих и других материалов. Кузова вагонов этого типа состоят из рамы, опрокидывающейся грузовой платформы с механизмом опрокидывания и – на моторном вагоне – кабины водителя, кожуха для пневматической аппаратуры, а на прицепном – тормозной кабины и кожуха для инструмента и запасных частей.
Рис. 2. Моторный грузовой трамвайный вагон типа Думпкар: 1 – зеркало водителя; 2 – предохранительный буфер; 3 – пневматический цилиндр, опрокидывающий платформу; 4 – узел подвески цилиндра; 5 – рычажно-тормозная передача; 6 – опрокидывающаяся платформа; 7 – тележка вагона; 8 – кожух для пневматической аппаратуры; 9 – узел оси поворота платформы; 10 – моторная кабина; 11 – контроллер; 12 – сопротивление для цепи освещения; 13 – пантограф; 14 – колонка ручного тормоза; 15 – борт платформы; 16 – рама вагона.
Конструкция грузовых вагонов подвижного состава трамвая предусматривает возможность разгрузки платформы по обе стороны пути; выгрузка производится путем опрокидывания грузовой платформы под углом в 45° по отношению к горизонтальной плоскости. С каждой стороны грузовой платформы расположены пневматические телескопические цилиндры, производящие опрокидывание платформы в противоположную сторону. При опрокидывании борт грузовой платформы открывается автоматически при помощи специальных бортовых рычагов и занимает положение, служащее продолжением пола платформы со стороны выгрузки, что предохраняет рельсовый путь от засыпания его грузом. Противоположные борта платформы удерживаются рычагами в закрытом положении.
Электрическое оборудование трамвайного поезда состоит из четырех тяговых двигателей типа ДТИ-60; опускание и подъем пантографа для токосъема производятся посредством пневматического привода из кабины водителя.
Поливочный поезд состоит из моторного и двух прицепных вагонов с цистернами, соединенных между собой гофрированными гибкими рукавами.
В кабине водителя грузового трамвайного вагона установлен управляемый посредством контроллера электродвигатель постоянного тока. Он соединен ременной передачей с центробежным насосом. Из цистерны с помощью центробежного насоса, создающего давление в 4–6 атм, вода по трубам поступает в поливочные насадки, расположенные спереди моторного вагона. Подача воды регулируется специальной задвижкой от пневматического привода. Для контроля за давлением водяной струи между центробежным насосом и задвижкой служит манометр. Заливается вода в цистерны через верхний люк. На дне цистерн установлены поперечные перегородки, предохраняющие от резких продольных гидравлических ударов, возникающих при торможении. В перегородках сделаны отверстия для прохода воды.
Двухосная платформа (рис. 3) с ручным краном (в некоторых депо краны электрифицированы) применяется в московских трамвайный депо, главным образом, для транспортировки на центральные ремонтные базы колесных пар, тяговых двигателей и других запасных частей.
Рис. 3. Двухосный грузовой трамвайный вагон с ручным подъемным краном: 1 – воздушные резервуары; 2 – тяговый прибор; 3 – лебедка; 4 – ферма вагона; 5 – токоприемник; 6 – поворотный кран; 7 – подъемный крюк; 8 – кабина водителя.
Грузовой трамвайный вагон-кран типа К-1 предназначен для транспортировки рельсов и путевых спецчастей в пределах монтажной площадки. Вагон грузового трамвая представляет собой моторную четырехосную платформу с односторонним управлением. На платформе установлен подъемный кран, состоящий из стрелы и двигающейся по ней тележки с крюком. Поворот стрелы крана, перемещение тележки по стреле, а также подъем и опускание грузов осуществляются электродвигателем постоянного тока 550 В и мощностью 6 кВт через червячный редуктор и лебедку. Кран снабжен противовесом в 4 т. Управление краном осуществляется из специальной кабины управления.
Рельсотранспортер предназначается для перевозки рельс и спецчастей, их погрузки и выгрузки. Он может также применяться для укладывания рельс и спецчастей на рабочие места с параллельного пути.
Технические данные грузовых крановых трамвайный вагонов приведены в табл. 3, а электровозов – в табл. 4.
Типы грузовых трамвайных вагонов | Число осей | Завод-изготовитель | Годы постройки | Типы тележек | Диаметр колес в мм | База вагона в м | Габариты вагона в мм | Грузоподъемность вагона Q в т | Тара вагона G в т | Относительный вес G/Q в т | Грузоподъемность крана в т | Вылет стрелы крана в м | Угол поворота стрелы крана в град. | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
длина | ширина | |||||||||||||||
– | 2 | Московский СВАРЗ | 1928 | На свободных осях | 880 | 2800 | 8840 | 2144 | 8,0 | 9,5 | 1,19 | 1,5 | 1,7 | 360 | ||
К-1 | 4 | «Красный путиловец» | 1927 | То же | 880 | 5600 | 12 120 | 2400 | 10,0 | 28,0 | 2,80 | 3,0 | 5,0 | 360 | ||
РТ | 4 | Московский СВАРЗ | 1954 | 2ДСБ | 780 | 5850 | 12180 | 2556 | 15,0 | 19,0 | 1,26 | 1,0 | 3,1 | 360 | ||
– | 2 | Харьковский ВАРЗ | 1956 | На свободных осях | – | – | – | – | 6,0 | – | – | 1,5 | 2,7 | 360 | ||
* В настоящее время в некоторых депо краны электрифицированы | ||||||||||||||||
Наименование характеристик электровозов | Единица измерения | Крекинго-электровозный завод | Электромашиностроительный завод им. Кирова |
---|---|---|---|
Серия | – | ЭМУ-25 | – |
Год постройки | – | 1931 | – |
Вес конструктивный | т | 17,0 | 17,0 |
Вес балласта | » | 3–8 | 3–8 |
Полный вес | » | 20–25 | 20–25 |
Минимальный радиус вписывания одного электровоза | м | 25 | 25 |
То же, с составом | » | 60 | 60 |
Количество осей | шт. | 2 | 2 |
Нагрузка на оси | т | 10–12,5 | 10–12,5 |
Длина по буферам | мм | 6690 | 6670 |
Длина по кузову | » | 5460 | 5400 |
Ширина кузова | » | 2250 | 2230 |
Максимальная ширина по кузову | » | 2450 | 2350 |
База | » | 2500 | 2500 |
Диаметр колеса | » | 1050 | 1050 |
Диаметр оси | » | 160 | 160 |
Тип механического тормоза | – | Колодочнобандажный | Колодочнобандажный |
Тип мотор-компрессора | – | КБ | Э-300 |
Тяговые усилия при часовом режиме | кг | 1190 | 1780 |
То же, при длительном режиме | » | 578 | 890 |
Максимальная сила тяги по сцеплению при ψ = 0,25 | » | 5000 | 5000 |
Скорость при часовом режиме | км/час | 45 | 39,3 |
Максимальная конструктивная скорость | » | 40 | 40 |
Тормоза: | |||
– служебный | – | Воздушный прямодействующий | |
– экстренный | – | Электрический | |
– запасный | – | Ручной | |
Количество постов управления | – | 2 | 2 |
Тип контроллера | – | ДК-4М | ДЭ-22А |
Тип двигателя | – | ДБ-2 | ДБ-2 |
Количество двигателей | шт. | 2 | 2 |
Передаточное число шестеренных передач | – | 3,09 | 4,73 |
Часовая мощность двигателя | 73 кВт | 44,2 |