Основные параметры пассажирских вагонов подвижного состава трамвая

Основные параметры пассажирских вагонов подвижного состава трамвая

Качественную оценку пассажирских вагонов подвижного состава трамвая можно производить по основным параметрам, характеризующим технико-экономические достоинства или недостатки каждого типа вагона.

К основным параметрам пассажирских трамвайных вагонов следует отнести: габаритные размеры, внутренние размеры кузова, вместимость, весовые характеристики, удельный расход электроэнергии, комфортабельность, скорость движения, пусковое ускорение и тормозные замедления, энерговооруженность.

К габаритным размерам, характеризующим вагон подвижного состава пассажирского трамвая, относятся: наибольшая наружная длина, ширина и высота вагона; расстояние от наинизшей точки части оборудования вагона до уровня головки рельса (клиренс); высота от нижней ступени подножки до уровня головки рельса; база тележки; база вагона.

Габаритные размеры двухосного пассажирского трамвайного вагона

Рис. 1. Габаритные размеры двухосного пассажирского трамвайного вагона.

Габаритные размеры четырехосного пассажирского трамвайного вагона

Рис. 2. Габаритные размеры четырехосного пассажирского трамвайного вагона.

Основные габаритные размеры пассажирских вагонов трамвая приводятся в табл. 1, а также на рис. 1 и 2.

Таблица 1 – Основные габаритные размеры пассажирских трамвайных вагонов
Типы пассажирских трамвайных вагоновРазмеры в мм
АБВB1ГДЕЖЗ
Трамвайные двухосные вагоны 
Моторные, серии Х102709600270024623270370110880
То же, МС103459839270021983260320110760
» МГУ*1202010900300022003150340110760
» КТМ-1102509760340025003055350140780
» КТМ-2****102509700340025503085290100700
» Ф и БФ1100010400360021403424300140880
Прицепные, серии М105509800340022583250365760
То же, ПС98399164270022103150320760
» КТП-1102309500340025303055350780
» КТП-2****100909740340025503085290700
» ПГУ**105009990300022003150350760
» С1070010100360023503225395760
Трамвайные четырехосные вагоны 
Моторный КМ13370125501750585021403370410100780
» М-3815240150001800760025503200360110780
» МТВ-8213611134451750637525503050377112780
» ЛМ-4915700150001800750025503160360112780
» ЛМ-57***15500150001940750025503045320120700
» РВЗ-5513750137001940640026003150340125700
» РСС15400150001820694026503050350625
» Т-1***1445013300190060002400305037562640
» Т-11***1520014000190064002500305035562640
Прицепной ЛП-4915700150001800750025503100360780
» КП13250126001750595021403228300650
Примечания:
1. Вагоны подвижного состава трамвая МГУ поставки 1957 г. В-3200 мм.
2.
ГДР поставляло для СССР вагоны нормальной колеи — 1524 мм. Эти вагоны моторные — типа Т-57-Е и прицепные — В-57-Е эксплуатировались в Сталинграде и Саратове.
* Моторный германский узкоколейный — поставки ГДР для СССР.
** Прицепной германский узкоколейный — поставки ГДР.
*** Вагоны чехословацкие.
**** Опытные вагоны.

К внутренним размерам кузова (табл. 2) вагонов трамвая относятся: внутренняя длина и ширина пассажирского салона; ширина прохода между диванами; длина и ширина сиденья; шаг сидений; высота пассажирского салона вагона от пола до потолка в проходе; высота пола от уровня головок рельсов; высота нижней ступени подножки до уровня головок рельсов; ширина дверей.

Таблица 2 – Внутренние размеры кузова пассажирских трамвайных вагонов
Типы пассажирских трамвайных вагоновВнутренняя шири на кузова в мВысота от пола до потолка в проходе в ммШирина прохода в ммШаг сиденья в мВысота пола от уровня головок рельсов в мШирина дверного проема в м
Моторный, серия X22502350900750921780
То же, МГУ205021901050750021420
» КТМ-1236221701132750980650
» КТМ-2240021701030750900800
» КМ20502381700750891760
» М-3821302165780750945760
1500
» МТВ-82243020201090710984640
» ЛМ-492420210010807509101060*
1500
» ЛМ-572400210010807508701060
1500
» РВЗ-552480219010507508701600
» РСС254021358107307502080
» Т-12280222515307508251150
1500*
Прицепной М220023521300750849760
» ПГУ2050219010507508201400
» КТП-1236221701132750930650
» КТП-2024021701030750900800
* Размеры в знаменателе соответствуют ширине дверного проема средней двери.

Внутренние размеры пассажирского вагона приведены также на рис. 3.

План пассажирского трамвайного вагона

Рис. 3. План пассажирского трамвайного вагона.

Под вместимостью вагона подвижного состава трамвая подразумевается общее количество сидящих и стоящих пассажиров при нормальном и максимальном его наполнении. Для оценки вместимости принято учитывать расчетное, нормальное и максимальное наполнение вагона.

За нормальное наполнение пассажирского трамвайного вагона принимают количество пассажиров, соответствующее числу мест для сиденья, и 3 человека, приходящихся на один квадратный метр площади пола, не считая площади, занятой диванами.

Максимальным наполнением считается количество пассажиров в часы «пик» по числу мест для сиденья и 5 человек, приходящихся на один квадратный метр площади пола, за вычетом площади, занятой диванами.

Расчетное наполнение принимается по числу мест для сиденья и 8 человек, приходящихся на один квадратный метр свободной площади пола кузова.

Расчетную вместимость пассажирского вагона трамвая можно определить по формуле:

Формула расчетной вместимости пассажирского трамвайного вагона

где: N – расчетное количество пассажиров в вагоне;

n – число мест для сиденья;

Fп – общая площадь пола пассажирского помещения вагона в м2;

fст – удельная норма площади на одного стоящего пассажира (0,11–0,125 м2);

fсд то же, на одно место для сиденья (0,225–0,250 м2).

Весовые характеристики

К весовым характеристикам трамвайных пассажирских вагонов относятся:

а) вес ненагруженного вагона;

б) вес вагона с пассажирами при нормальном его наполнении;

в) вес вагона с пассажирами при максимальном его наполнении;

г) относительный вес, приходящийся на 1 м2 площади пола вагона;

д) относительный вес, приходящийся на одно место для сиденья;

е) относительный вес, приходящийся на одного пассажира.

Весьма важным показателем, характеризующим пассажирский вагон трамвая с точки зрения современности конструкции, является его относительный вес.

Уменьшение общего веса вагона пассажирского трамвая достигается в основном в результате применения несущей конструкции кузова, материалов, высокой прочности, легких сплавов, быстроходных тяговых электродвигателей.

Кроме того, это достигается вследствие уменьшения сечений частей конструкции путем повышения допускаемых напряжений.

В табл. 3 приводятся весовые показатели пассажирских трамвайных вагонов; соотношение весовых показателей основных конструктивных элементов вагонов – в табл. 4.

Таблица 3 – Весовые показатели пассажирских трамвайных вагонов
Типы моторных пассажирских трамвайных вагоновВес ненагруженного вагона в тКоличество мест для сиденияКоличество местПолный вес вагона в тВес на одно место для сидения в кгВес на одного пассажира в кгВес на 1 м2 площади пола кузова в кг
при нормальном наполнениипри максимальном наполнениипри нормальном наполнениипри максимальном наполнении
Вагон серии Х13,626506417,118,1520205730
То же, Ф и БФ16,416497820,523,210302101000
» МГУ13,522657918,4519,42630183600
» КТМ-112,524628416,8518,36540145780
» КТМ-211,027658715,5517,10408120440
» КМ21,327728626,3527,35790215900
» М-3822,6499011228,930,44460163640
» МТВ-8218,540779723,927,0440155750
» ЛМ-4919,5368810725,6527,59560161600
» ЛМ-5718,5348911825,2031,90545199485
» РВЗ18,036759523,2524,65500162560
Шестиосный сочлененный вагон20,04318320032,834,0465109390
Вагон серии Т-I (Чехословакия)16,5269616423,2228,18635143580
Таблица 4 – Cоотношение весовых показателей основных конструктивных элементов трамвайных вагонов
Типы пассажирских трамвайных вагоновВес кузова без оборудования в кгВес тележки с оборудованием в кгВес тяговых двигателей в кгВес электрического оборудования в кгВес пневматического оборудования в кг
Моторный, серии X660062002680500300
» МГУ720060002000500200
» КТМ-170002700*1000330600
» КМ900055003840600690
» МТВ-82790047501860420680
» ЛМ-49870048101860450730
» РВЗ8000466018201366630
* Вес ходовых частей с редукторами.

Удельный расход электроэнергии

Под удельным расходом электроэнергии подразумевается количество энергии, расходуемой на движение пассажирского вагона трамвая или поезда, в ватт-часах, отнесенное на тонно-километр (вт-ч/т-км).

Расход электроэнергии на движение вагонов, а также на его вспомогательные нужды (управление, освещение, отопление, вентиляцию и т. п.) в общем балансе электроэнергии городского, хозяйства составляет существенную часть.

Уменьшение тары вагона, создание наиболее совершенной; конструкции его, вызывающие уменьшение сопротивления движению, сокращают расход электроэнергии.

Средний удельный расход электроэнергии на пассажирских трамвайных вагонах составляет 60–80 вт-ч/т-км, или 1,0–1,3 квт-ч/ваг-км.

Существенное снижение расхода электроэнергии при эксплуатации вагонов подвижного состава пассажирского трамвая может быть достигнуто путем введения индивидуального повагонного учета электроэнергии.

Под комфортабельностью вагонов трамвая следует понимать предоставляемые пассажирам удобства. К ним относятся: удачная планировка пассажирского помещения, хорошая видимость из него, отопление, вентиляция, достаточная естественная и искусственная освещенность, количество и качество сидений, плавность пуска, хода и торможения вагона, достаточная эластичность рессорного подвешивания, незначительный шум, удобная посадка и высадка пассажиров и др.

В соответствии с этим современные пассажирские трамвайные вагоны оборудуются и планируются с учетом предоставления максимальных удобств пассажирам.

К динамическим качествам подвижного состава трамвая относятся: величина пускового ускорения, скорость сообщения, величина тормозного замедления, максимальная установившаяся скорость и энерговооруженность.

Важным показателем для пассажира является скорость движения.

В табл. 5 приведены динамические показатели пассажирских трамвайных вагонов.

Таблица 5 – Динамические показатели пассажирских трамвайных вагонов
Типы пассажирских трамвайных вагоновСуммарная часовая мощность двигателей вагона в кВтЭнерговооруженность вагона, кВт/тСреднее пусковое ускорение в м/сек2Замедление при электрическом торможении в м/сек2Замедление при электрическом и механическом торможении в м/сек2Максимальная скорость в км/час
Двухосный X1047,70,51,01,540
» КТМ-11008,00,51,01,540
» МГУ1208,650,751,53,045
Четырехосный М-381808,11,01,01,550
То же МТВ-8222011,90,51,01,550
» ЛМ-4922010,40,51,01,550
» ЛМ-572168,61,51,53,065
» РВЗ1448,01,21,53,055
» Т-I и Т-II17610,651,31,12,565

Весьма существенную роль в повышении скорости сообщения играют ускорения в процессе разгона и замедления при торможении поезда. Как известно, высокие ускорения при разгоне и замедления при торможении сказываются на повышении скорости сообщения, особенно при коротких перегонах. Кроме того, высокие ускорения снижают расход электроэнергии на движение за счет уменьшения потерь при пуске. Поэтому выгодно иметь на вагонах более высокие ускорения и замедления. Это требование особенно важно для пассажирских трамвайных вагонов, у которых расстояния между остановочными пунктами невелики.

Как видно из табл. 5, в вагонах трамвая старых конструкций среднее ускорение при пуске не превышает 0,75 м/сек2, у современных же вагонов оно достигает 1,5 м/сек2.

Замедления при торможении у трамвайных пассажирских вагонов старых типов не превышают 0,9–1 м/сек2 при работе одного тормоза и 1,5 м/сек2 – при совместной работе пневматического и электрического тормозов.

На современных пассажирских вагонах подвижного состава трамвая замедления при торможении значительно выше, чем на вагонах старых типов, и составляют 1,5–1,6 м/сек2 при реостатном торможении, достигая 3,5 м/сек2 в результате совместного действия реостатного и рельсового торможения. Максимальные скорости также повышены. Так, если на вагонах старых типов эта скорость составляла 40–45 км/час, то на современных вагонах она достигает 55–65 км/час. Величина этой скорости ограничивается Правилами технической эксплуатации трамвая.

Под энерговооруженностью пассажирского вагона понимается мощность, тяговых двигателей, отнесенная к 1 т веса ненагруженного вагона. Этот показатель, как видно из табл. 5, у современного подвижного состава выше, чем у вагонов старых типов.

Повышение удельной мощности двигателей в современных вагонах подвижного состава объясняется увеличением ускорений при пуске тяговых двигателей и максимальной скорости вагона, а также применением служебного электрического торможения.

В табл. 6 приводятся технические показатели по некоторым типам зарубежных трамвайных пассажирских вагонов.

Таблица 6* – Технические показатели по некоторым типам зарубежных пассажирских трамвайных вагонов
Наименования и типы пассажирских трамвайных вагоновДлина в мШирина в мВысота в мВес в тЧисло мест, всегоМест для сиденияМаксимальная скорость в км/часЧисло осейЧисло двигателейМощность двигателей в кВтСкорость вращения в об/мин.Суммарная мощность в кВт
РСС15,02,543,515,0117527544411600164
РРС–Allelectric15,02,53,515,511550804440,51600162
Блэкпуул (Англия)15,52,48з,116,0115568044371700148
Рим, сочлененный19,62,43,1525,517046606447,51600190
Швейцария, легкий12,72,33,113,480255542501250100
Швейцария, ультралегкий12,742,23,111,592206542501250100
Чехословакия: Т-114,452,43,0516,5110266544441700176
Чехословакия: Т-215,202,53,0518,0110266544441700176
ФРГ (Нюрнберг)10,82,193,1514,07022852240100080
Дюссельдорф14,42,23,216,0100287044501100100
Дюваг (сочлененный)19,12,353,220,0183437063961100288
Майюн (трехосный)13,352,23,015,8100346532601000120
Мюнхен13,252,253,015,6100266532601000120
Массель (змейка)19,62,23,222,0158417042601150120
Испания (Мадрид)8,82,43,2510,07214552273,6960147,2
Дания (Копенгаген)14,32,32,019,1110346044401100160
Норвегия (Осло)14,72,53,116,8114416044461200184
Югославия11,02,23,012,080186022601100120
Япония12,52,23,115,59632604238160076
Финляндия11,62,13,213,0102176022501690100
* Составил канд. техн. наук Ю. М. Галонен.
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.