Текущее содержание трамвайного пути сводится к тому, чтобы состояние пути и всех путевых устройств находилось под непрерывным надзором и систематической проверкой.
Осмотр и проверку трамвайного пути нужно делать в соответствии с порядком и сроками, указанными в табл. 1.
При осмотре и проверке трамвайного пути пользуются измерительными инструментами, контрольным шаблоном, уровнем, профиломерами и т. п.
№ п/п | Должность | Объекты осмотра и проверки | Сроки осмотра и проверки | Способ передвижения | Куда записываются результаты проверки |
---|---|---|---|---|---|
1 | Путевой обходчик | Прикрепленный участок обхода | По графику, утвержденному начальником дистанции | Пешком | В суточном рапорте отмечаются дефекты, отдельно исправленные и требующие исправления |
2 | Слесарь по ремонту стрелок | Прикрепленные стрелки | То же | Пешком на узлах и на трамвае между узлами | То же |
3 | Путевой бригадир | Прикрепленный участок отделения | Осмотр ежедневно, проверка не реже 1 раза в декаду по графику | Пешком | В книгу осмотра и проверки пути |
4 | Дорожный мастер | Прикрепленный участок дистанции | Ежедневный осмотр и проверка опасных мест. Сплошная проверка 1 раз в декаду совместно с путевым бригадиром по графику | Осмотр на передней площадке вагона и пешком, проверка пешком | То же |
5 | Начальник дистанции | Дистанция | По графику не реже 2 раз в месяц с осмотром всей дистанции и выборочной проверкой | Осмотр с передней площадки вагона и пешком, проверка пешком | » |
6 | Инспектор-ревизор Службы пути | Прикрепленные дистанции | По утвержденному графику начальником Службы пути и по отдельным его заданиям | Пешком и с передней площадки вагона | » |
7 | Начальник и главный инженер Службы пути | Вся сеть пути | Личный осмотр | По усмотрению | В книге осмотра и проверки делает распоряжения, устно дает указания начальнику дистанции |
Кроме того, начальником Службы пути составляется график проверки пути путеизмерительной тележкой системы Долгова или другого типа, либо путеизмерительного вагона в зависимости от того, чем располагает Служба пути.
Все измерительные приборы и инструменты, употребляемые для контроля и работы при профилактическом ремонте трамвайных путей, нужно периодически проверять по эталонам и клеймить с указанием даты проверки в сроки, установленные Институтом мер и измерительных приборов.
Осмотры и проверки состояния трамвайного пути и путевых устройств имеют целью:
1. Выявить такие неисправности, которые являются опасными для движения трамвайных поездов и требуют немедленного исправления. Эти участки нужно оградить сигналами остановки или тихого хода и принять меры к их исправлению.
2. Выявить всякие другие неисправности трамвайного пути и путевых устройств и немедленно или в порядке определенной очередности их устранить.
3. Дать исходный материал для определения потребности в ремонте пути при составлении планов работ.
В результате профилактического осмотра и проверки трамвайного пути устанавливаются:
1. Ширина колеи и стрелок (уширение, сужение).
2. Состояние пути по уровню (превышение, просадки, перекосы).
3. Ширина желоба между рельсом трамвая и контррельсом в кривых.
4. Наличие в пути лопнувших рельсов и сварных стыков.
5. Наличие в пути разбитых сборных стыков, а также стыков, создающих толчки (удары).
6. Наличие в пути спецчастей с лопнувшими деталями или трещинами в деталях (перьях, рамных рельсах и пр.).
7. Состояние путевых и стрелочных тяг, замыкателей, плотность прилегания стрелочных перьев к рамным трамвайным рельсам, состояние корневого крепления стрелок.
8. Состояние температурных зазоров в компенсаторах.
9. Неисправности в общем состоянии трамвайного пути (резкие просадки, потайные толчки, перекосы, сбитая рихтовка и т. п.).
10. Неисправности в состоянии мостовых покрытий.
11. Степень засоренности и необходимость прочистки дренажей и других водоотводов.
12. Тщательность очистки трамвайных путей, желобов рельсов и спецчастей от грязи, мусора, снега, льда и пр.
13. Отсутствие или неисправность электросоединений.
14. Качество смазки кривых.
Кроме систематического осмотра и проверки трамвайного пути, периодически контролируется состояние всех кривых и спецчастей в плане с точки зрения соответствия их проектным эпюрам, а также искусственных сооружений, земляного полотна, кюветов, водоотводов и др.
На основании этих данных производится раз в месяц оценка технического состояния трамвайного пути всех отделений, участков, дистанций. Размер штрафа за неисправность пути измеряется баллами, количество которых тем больше, чем опаснее для движения данная неисправность. Сумма баллов, падающая на 1 км пути, дает представление о техническом состоянии пути, которое расценивается как отличное, хорошее, удовлетворительное или неудовлетворительное.
Текущее содержание трамвайного пути и путевых устройств осуществляется рабочим отделением участка дистанции протяжением 8–10 км одиночного пути или укрупненными бригадами с максимальным применением механизации путевых работ.
Численность персонала в отделении или бригаде устанавливается в зависимости от состояния и конструкции пути, интенсивности движения, степени механизации работ и др.
За рабочим отделением закрепляются бригадир и определенный численный состав рабочих, которые являются ответственными за исправное содержание трамвайного пути на этом отделении.
Для каждого участка устанавливаются технические нормы на объем работ, приходящихся на 1 км пути.
В основу планирования численного состава бригады кладутся эти нормы. В среднем потребность в рабочих на текущее содержание пути составляет 0,6–1,8 чел. на 1 км одиночного пути.
В распоряжение бригадира выделяется определенное количество путевого инструмента, инвентаря, материалов, причем создается неприкосновенный покилометровый запас материалов.
Порядок работы бригад по текущему содержанию трамвайного пути устанавливается следующий.
1. Путевой бригадир совместно с дорожным мастером участка ежедекадно производит сплошную проверку трамвайного пути отделения, отмечает появляющиеся неисправности, ищет причины их появления и составляет декадный календарный график работ для бригады.
2. Бригада первые 2–3 дня устраняет имеющиеся неисправности, угрожающие безопасности движения, а в течение последующих дней производит работу на всем отделении по составленному графику, заключающуюся в замене и укреплении отдельных частей трамвайного пути, а также работу предупредительного характера.
При организации текущего содержания трамвайных путей укрупненными бригадами их работа осуществляется по плану дистанции пути, а на каждом участке создаются небольшие бригады рабочих для выполнения неотложных работ по текущему ремонту пути.
Кроме рабочих отделений или бригад, непосредственно занимающихся текущим содержанием трамвайного пути, большое внимание уделяется для организации специализированных бригад по электронаплавке изношенных частей верхнего строения пути, по термитной сварке стыков и запиловке головок волнообразно изношенных рельсов.
Уход за электросварочными агрегатами, машинами для запиловки трамвайных рельсов и термитной сваркой необходимо сосредоточить на производственных базах дистанций, если они располагают необходимым оборудованием, или на специальных машинных базах Службы пути, либо в крайнем случае – в депо. Машины для эксплуатации необходимо прикрепить к дистанциям и участкам, чтобы иметь первичные производственные звенья, полностью отвечающие за состояние путевого хозяйства.
Работа специализированных бригад должна производиться по предварительно составленному графику, причем для аварийных работ в графике следует забронировать время.
В целях увеличения производительности и улучшения использования оборудования эти специальные работы нужно организовать так, чтобы подготовку к ним закончить до начала специальных работ. Во избежание излишних переездов электросварку нужно организовать комплексно с производством всех электросварочных работ на участке. Например, при ремонте узла нужно отремонтировать крестовины, стрелки, трамвайные рельсы, приварить нарушенные электростыковые соединения и т. п. При электросварочных работах необходимо внедрять различные приспособления, ускоряющие работу и улучшающие ее качество. Инструмент нужно постоянно проверять, чтобы он был исправным. Место работы должно быть достаточно хорошо освещено и ограждено необходимыми предупредительными знаками, освещаемыми в темное время суток.
При наличии большого износа стрелок и крестовин ремонт их электронаплавкой лучше всего организовывать в мастерских дистанций или Службы пути.
Нормы допусков при строительстве и по содержанию трамвайных путей в эксплуатации
Вновь построенный или капитально отремонтированный трамвайный путь должен соответствовать техническим условиям на укладку трамвайного пути с допусками, приведенными в табл. 2.
Наименование путевой конструкции, материала или измерения | Норма допусков в мм | |
---|---|---|
в эксплуатации | при строительстве и капитальном ремонте | |
Ширина колеи на прямых | +10 -2 | +2 -0 |
Ширина колеи на кривых | +10 -2 | +2 -0 |
Превышение одной нитки над другой на прямых | ±20 | ±2 |
То же, на кривых радиусом до 150 м | ±10 | ±2 |
То же, на кривых радиусом более 150 м | ±20 | ±2 |
Просадка обоих ниток пути | ±20 | ±2 |
Перекос трамвайного пути (минимальное расстояние между просадками рельсовых ниток) | 8000 | Не допускается |
Ширина желоба между рельсом и контррельсом | +20 -5 | ±2 |
Превышение контррельса над ходовым рельсом | 15 | 10 |
Зазор между торцами рельсов в стыке | +5 | +1 |
Превышение одного рельса над другим в стыке | 1 | Не допускается |
Превышение мостовой и других сооружений над головкой неизношенного рельса | 30 | 30 |
Износ рельсов Tо, Tв и Tн по высоте | 18 | – |
Износ боковой головки рельсов Tо, Tв и Tн | 20 | – |
Износ боковой губки рельсов Tо, Tв и Tн | 15 | – |
Одновременный износ рельсов Tо, Tв и Tн: | ||
– по высоте | 15 | – |
– боковой | 13 | – |
Износ головки рельсов Р-43 по высоте | 12 | – |
Износ головки рельсов Р-38 и Р-33 по высоте | 10 | – |
Износ боковой головки рельсов Р-43 | 20 | – |
Износ боковой головки рельсов Р-38 и Р-33 | 18 | – |
Износ боковой головки контррельса | 25 | – |
Износ шпал механический (прорезка подошвой рельса или подкладкой) | 20 | – |
То же, при ограничении скорости движения | 30 | – |
Износ шпал органический | Со значительным загниванием под подошвой рельсов не допускаются | |
Износ костылей (стержня в поперечнике) | 6 | – |
Износ стрелочного пера: | ||
а) по вертикали | В соответствии с износом рельсов | – |
б) боковой износ подвижного пера | 12 | – |
в) повышение пера над рамным рельсом | +4 -2 | |
Износ остряка: | ||
а) глухих стрелок по горизонтали | 8 | – |
б) крестовин по горизонтали | 8 | – |
в) образование уступа в накате желоба по разным направлениям | 2 | – |
Износ крепления пяты пера стрелки (возможность перемещения пера в вертикальной плоскости) | 5 | – |
Сваренный термитом стык | Лопнувшие сварные стыки подлежат исправлению | |
Изломы и трещины в стрелках и крестовинах трамвайного пути: | ||
а) поломка конца пера стрелки | Не допускается | |
б) наличие поперечной трещины в пере | То же | |
в) трещины в шейке по стыковым отверстиям | » | |
г) трещины в теле рамного рельса и крестовин | » | |
Отклонения в величине радиуса кривой при величине его: | ||
– до 30 м | – | 1000 |
– от 30 до 50 м | – | 2000 |
– от 50 до 150 м | – | 5000 |
– выше 150 м | – | 10000 |
Ширина междупутья | – | ±10 |
Уклон дна котлована (земляного полотна) | – | i = ±0,002 |
Толщина балластного слоя | – | ±20 |
Расположение шпал в плане | – | ±50 |
Длины соединительных кусков спец- частей и радиусы кривизны их | – | ±0,1% |
Расстояние между острием пера стрелки, рамным рельсом и контррельсом | – | 1 |
Под действием нормальных нагрузок и других причин трамвайный путь получает во всех своих частях определенный износ и отклонения от норм, указанных в технических условиях. Предел этих отклонений в целях обеспечения бесперебойного движения должен быть не выше величин допусков, указанных в той же таблице.