Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) МеМЗ-966Г автомобиля ЗАЗ-968М-005 «Запорожец» является V-образным, четырехтактным, карбюраторным, с рабочим объемом 0,877 литра, верхнеклапанным, имеет уравновешивающий механизм и четыре отдельных цилиндра, которые укреплены под углом 90°на картере попарно.
Двигатель охлаждается воздухом.
У головок цилиндров и цилиндров двигателя есть оребренная поверхность.
Объем камеры сгорания — 29,1—30,3 см3.
Устройство двигателя МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец» — см. здесь.
У смазочной системы двигателя есть центробежный механический полнопоточный маслоочиститель, через который осуществляется проход всего масла двигателя.
Цилиндры двигателя нумеруются от вентилятора: с правой стороны — 3-й и 4-й, с левой стороны — 1-й и 2-й. Цилиндры работают в следующем порядоке: 1—3—4—2 (см. рисунок).
Картер 17 двигателя МеМЗ-966Г имеет туннельный тип. В картере установлен коленвал 31 на трех опорах. Коленвал отлит из высокопрочного чугуна. Картер закрыт снизу отлитым из сплава магния масляным картером 22. В двух расточках картера установлен распредвал. Вал 11 балансирного механизма находится внутри распредвала.
Головка цилиндров является на два цилиндра общей.
Затяжка гаек крепления головки цилиндров происходит в два приема: сначала предварительная затяжка с усилием, равным 1,2—1,6 кгс·м, затем окончательная затяжка с усилием, равным 3,6—4 кгс·м, в порядке, который указан на рисунке.
Привод балансирного и распределительного валов происходит с помощью зубчатых колес 25 и 26 от коленвала.
Продольный разрез двигателя автомобиля ЗАЗ-968М-005 (см. рисунок) дает представление о его устройстве и приводе агрегатов двигателя.
Продольный разрез двигателя МеМЗ-966Г автомобиля ЗАЗ-968М-005 «Запорожец»: 5 — Колесо вентилятора; 6 — Пружина упора вала балансирного; 7 — Упор балансирного вала; 8 — Ведомое зубчатое колесо балансирного вала; 9 — Ведомое зубчатое колесо распределительного вала; 10 — Распределительный вал; 11 — Балансирный вал; 12 — Впускной коллектор; 13 — Масляный радиатор; 14 — Валик коромысел; 15 — Крышка головки цилиндров; 16 — Маховик; 17 — Картер двигателя; 18 — Стопор заднего коренного подшипника; 19 — Сливная пробка; 20 — Опора среднего подшипника коленчатого вала; 21 — Маслоприемник; 22 — Масляный картер; 23 — Опора переднего подшипника коленчатого вала; 24 — Крышка распределительных зубчатых колес; 25 — Ведущее зубчатое колесо привода распределительного вела; 26 — Ведущее зубчатое колесо привода балансирного вала; 27 — Валик привода масляного насоса; 28 — Крышка центробежного маслоочистителя; 29 — Гайка крышки центробежного маслоочистителя; 30 — Храповик; 31 — Коленчатый вал; 32 — Зубчатое ведущее колесо привода масляного насоса; 33 — Манжета коленчатого вала; 34 — Прокладка центробежного маслоочистителя; 35 — Корпус центробежного маслоочистителя; 36 — Маслозаливная горловина; 37 — Направляющий аппарат вентилятора; 38 — Клиновидный ремень; 39 — Шпилька.
Направляющий аппарат 37 вентилятора в комплекте с генератором и рабочим колесом 5 в сборе установлен на верхней части крышки зубчатых распределительных колес. Привод вентилятора происходи от крышки 28 центробежного маслоочистителя, которая смонтирована на переднем конце коленвала, при помощи клиновидного ремня 38.
Передняя часть двигателя МеМЗ-966Г закрыта крепящейся к картеру болтами крышкой 24 зубчатых распределительных колес. Масляный насос выполнен снизу крышки, а прерыватель-распределитель и топливный насос с приводом установлен с правой стороны крышки.
Привод бензонасоса происходит от кулачка валика привода масляного насоса и распределителя с помощью штанги.
Привод масляного насоса и прерывателя-распределителя происходит от зубчатого колеса 32, который установлен на коленвале ДВС.
Прерыватель-распределитель размещен на крышке и к ней прикрепляется при помощи пластины.
Для установления и проверки угла опережения зажигания, а также для регулирования в клапанном механизме зазоров на крышке центрифуги присутствуют метки М3 и ВМТ, а на крышке зубчатых распределительных колес отлит специальный выступ (см. рисунок).
Установочные метки ВМТ и МЗ: 24 — Крышка распределительных зубчатых колес; 36 — Маслозаливная горловина.
При установке крышки распределительных зубчатых колес паз валика 27 привода масляного насоса и прерывателя-распределителя необходимо выставить в определенном положении (см. рисунок), в противном случае гнезда в крышке прерывателя-распределителя не совпадут с номерами цилиндров. Для этого следует совместить метки 0 зубчатых колес газораспределения и повернуть коленчатый вал на один оборот так, чтобы метка 0 на зубчатом колесе распредвала была в верхнем положении. Повернуть валик 27 привода так, чтобы паз на его торце был под углом 18±10° к оси коленвала, а меньший сектор поводка был с правой стороны шпильки 39 (положение I).
Установка валика привода масляного насоса и прерывателя-распределителя: 27 — Валик привода масляного насоса; 39 — Шпилька.
При установке крышки валик провернется, и паз валика установится в положение II.
Затяжки болтов крепления крышки распределительных зубчатых колес и гаек головок цилиндров нужно выполнять в порядке, приведенном на рисунке.
- Устройство кривошипного механизма двигателя МеМЗ-966Г
- Устройство шатунов, поршней, поршневых колец и цилиндров двигателя
- Устройство газораспределительного и балансирного механизмов двигателя