Устройство газораспределительного и балансирного механизмов двигателя МеМЗ-966Г автомобиля ЗАЗ-968М-005 «Запорожец»

Автомобиль Запорожец ЗАЗ-968М (photo by Kirill Borisenko / commons.wikimedia.org / CC BY-SA (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0)) Механизм газораспределения двигателя внутреннего сгорания (ДВС) МеМЗ-966Г автомобиля ЗАЗ-968М-005 «Запорожец» — верхнеклапанный. В действие приводится от распредвала с помощью коромысел, штанг и толкателей.

Устройство газораспределительного и балансирного механизмов двигателя МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»: Распределительный и балансирный валы — см. здесь.

Распределительный вал 43 двигателя МеМЗ-966Г — стальной, двухопорный. Приводится во вращение парой косозубых зубчатых колес. Ведущее зубчатое колесо — чугунное, ведомое — из магниевого сплава, крепятся к фланцу распределительного вала тремя заклепками. Боковой зазор между зубчатыми колесами привода распределительного вала при монтаже должен составлять не более 0,075 мм. Зазор во время работы может увеличиваться до 0,2 миллиметра. Чтобы фазы газораспределения (см. диаграмму) правильно установить, на зубчатых колесах выбиты метки «0». При сборке метки должны быть совмещены, как показано на рисунке.

Установочные метки на зубчатых колесах распределительного и балансирного валов двигателя МеМЗ-966Г автомобиля ЗАЗ-968М-005 Запорожец

Установочные метки на зубчатых колесах распределительного и балансирного валов двигателя: 41. Смещенное отверстие под заклепку.

Балансирный вал 45 размещен внутри распределительного вала. Он приводится во вращение парой цилиндрических зубчатых колес, установленных также по меткам «0» с боковым зазором в пределах 0,25—0,45 мм. В процессе эксплуатации зазор должен быть не более 0,75 мм. Осевой разбег балансирного вала в распределительном вале должен быть в пределах 0,4—1,0 мм. Осевое перемещение распределительного вала вместе с уравновешивающим ограничивается задним буртом фланца распределительного вала и упором 35 с пружиной 34, установленными в крышке распределительных зубчатых колес. Пружина упора прижимается с помощью корпуса маслозаливной горловины.

Толкатели ДВС МеМЗ-966Г имеют плунжерный тип, изготовлены методом литья из чугунна, рабочая поверхность отбелена. У толкателей 9, принадлежащих к выпускным клапанам 3-го и 1-го цилиндров (со стороны вентилятора первая пара), есть на цилиндрической поверхности четыре отверстия: одно отверстие находится вверху и служит для выемки толкателя, второе отверстие находится в проточке и служит для подвода через штанги масла в головку цилиндров двигателя к коромыслам и два отверстия находятся внизу и служат для сливания масла, которое стекает с головки по кожухам толкателей. У этих толкателей во вставке есть центральный канал. У толкателей 14 нет в проточке отверстия, с торца вставки у них глухие. При проведении монтажа нужно обратить внимание на присутствие четвертого отверстия у толкателей, принадлежащих к выпускным клапанам 3-го и 1-го цилиндров.

Устройство газораспределительного и балансирного механизмов двигателя МеМЗ-966Г автомобиля ЗАЗ-968М-005 Запорожец

Устройство газораспределительного и балансирного механизмов двигателя МеМЗ-966Г автомобиля ЗАЗ-968М-005 Запорожец

Устройство газораспределительного и балансирного механизмов двигателя МеМЗ-966Г автомобиля ЗАЗ-968М-005 «Запорожец»: 1 — Уплотнитель маслосливной трубки; 2 — Шайба; 3 — Трубка маслосливная; 4 — Кожух штанги; 5 — Упорная шайба кожуха штанги; 6 — Пружина уплотнения кожуха штанги; 7 — Шайба прокладки кожуха штанги; 8 — Прокладка кожуха штанги; 9 — Толкатель выпускного клапана 3-го и 1-го цилиндров; 10 — Штанга толкателя; 11 — Наконечник штанги; 12 — Пружина клапана; 13 — Шайба пружины клапана; 14 — Толкатель клапана; 15 — Впускной клапан; 16 — Сухари клапана; 17 — Тарелка пружины клапана; 18 — Стакан пружины клапана; 19 — Выпускной клапан; 20 — Направляющая втулка клапана; 21 — Наконечник стержня выпускного клапана; 22 — Распорная пружина валика коромысел клапанов; 23 — Валик коромысел клапанов; 24 — Распорная втулка валика коромысел клапанов; 25 — Гайка регулировочного винта коромысла клапана; 26 — Регулировочный винт коромысла клапана; 27 — Правое коромысло клапана; 28 — Шайба валика коромысел клапанов; 29 — Сухарь валика коромысел клапанов; 30 — Фасонная шайба; 31 — Гайка валика коромысел клапанов; 32 — Шпилька валика коромысел клапанов; 33 — Пружинный шплинт; 34 — Пружина упора балансирного вала; 35 — Упор балансирного вала; 36 — Ведомое зубчатое колесо распределительного вала; 37 — Втулка противовеса; З8 — Стопорная шайба; 39 — Болт; 40 — Противовес балансирного механизма; 41 — Смещенное отверстие под заклепку; 42 — Сухарь противовеса; 43 — Распределительный вал; 44 — Ведомое зубчатое колесо распределительного вала; 45 — Балансирный вал.

Штанги толкателей двигателя автомобиля ЗАЗ-968М-005 — дюралюминиевые трубки с напрессованными стальными наконечниками 11. В наконечниках просверлены отверстия для прохода смазки.

Валик 23 коромысел клапанов — стальной, полый, с просверленными отверстиями под коромыслами выпускных клапанов, куда подводится смазка. Положение коромысел на валике фиксируется распорными втулками 24 и пружиной 22, с торцов — шайбами 28 и пружинными шплинтами 33. Валик, коромысел клапанов в сборе крепится к стойкам головки цилиндров на двух шпильках 32 гайками 31 через сухарь 29.

Клапаны у ДВС автомобиля ЗАЗ-968М-005 — подвесные, расположены в металлокерамических направляющих втулках 20, запрессованных в головку цилиндров.

Впускной клапан 15 имеет диаметр головки 29 мм, а выпускной клапан 19 имеет диаметр головки 25 мм. У клапанов угол наклона рабочей фаски составляет 45°. Сверху на стержни выпускных клапанов 19 надеты каленые наконечники 21, так как эти клапаны изготовлены из некалящейся жаропрочной стали.

Ширина фасок для впускных клапанов 1,2—1,8 мм, для выпускных — 1,4—2,0 мм.

Между тарелками 17 и пружинами 12 клапанов установлены стаканы 18 пружин, которые ограничивают попадание на стержни клапанов масла и расход его на угар.

Пружинная шайба 13 своими выступами зажимает направляющую втулку 20 клапанов и исключает случаи проседания в процессе эксплуатации.

Передняя и задняя опоры балансирного вала двигателя МеМЗ-966Г автомобиля ЗАЗ-968М-005 Запорожец

А. Передняя опора балансирного вала.
Б. Задняя опора балансирного вала.

Кожухи 4 штанг и маслосливная труба 3 представляют собой стальные трубы, которые запрессованы в головку цилиндров. На картере двигателя уплотнение кожухов штанг осуществляется резиновыми прокладками 8, которые через шайбы 7 поджимаются пружинами 6. Пружины упираются в шайбы 5 кожуха штанги, маслосливная трубка уплотняется резиновым уплотнителем 1.

На зубчатых колесах привода распределительного и балансирного валов МеМЗ-966Г нанесены метки «0».

Метки на ведущих зубчатых колесах наносят относительно оси шпоночных лазов. На ведомом зубчатом колесе распределительного вала — относительно смещенного отверстия 41 для крепления распределительного вала, а на ведомом зубчатом колесе балансирного вала — относительно оси лыски.

Закладка Постоянная ссылка.