В дизельных двигателях по сравнению с карбюраторными двигателями сильно затруднена смазка трущихся поверхностей: малые зазоры и высокие давления требуют расширения размеров площадей трения и утяжеляют создание хорошей смазки даже такими маслами, как авиационное в смеси с более жидким машинным. Для дизелей необходимы специальные дизельные масла.
Пуск дизельного двигателя весьма затруднителен, особенно в зимних условиях: большие давления (степени сжатия) не допускают ручного пуска, и к аккумуляторам предъявляются повышенные требования.
Для запуска дизеля на тракторе ЧТЗ ставится специальный пусковой бензиновый двигатель (мощностью до 20 л. с.). В зимних условиях, кроме того, ухудшается работа топливной аппаратуры из-за загустевания топлива и замерзания воды, попадающей в топливную систему.
Развитые трущиеся поверхности и сравнительно густое масло (жидкое выдавливается) приводят зимой к склеиванию деталей; во избежание порчи аккумуляторной батареи для запуска дизеля на морозе требуется предварительный прогрев масла или заливка горячей воды в систему охлаждения.
Недостатки дизеля, по сравнению с карбюраторными двигателями, задерживают их распространение.
В табл. 1 приведены технические данные по некоторым автотракторным дизелям.
Марка двигателя | Назначение | Число цилиндров | Ход поршня и диаметр цилиндра, мм | Литраж, л | Макс. мощность и соответствующие ей обороты | Литровая мощность | Мин. расход топлива, г/л. с./час |
---|---|---|---|---|---|---|---|
ЗИС-Д-7 | Автомобиль ЗИС-5 | 6 | 100×130 | 6,6 | 96×2200 | 14,5 | 200 |
ХТЗ-Д-8 | Трактор СХТЗ | 4 | 115×152 | 6,28 | 54×1250 | 8,58 | 220 |
ЧТЗ-М-17 | Трактор ЧТЗ | 4 | 145×205 | 13,5 | 75×850 | 5,55 | 206 |