В описанных здесь контроллерах сохранился еще ряд недостатков. Для обеспечения экономичной эксплуатации вагонов подвижного состава трамвая эти недостатки необходимо устранить. К ним в первую очередь относятся малоступенчатый пуск и торможение. Это позволяет реализовать лишь малые ускорения при пуске (0,6–0,8 м/сек2) и практически не дает возможности осуществить служебное электрическое торможение.
В результате значительно увеличивается расход энергии на тягу, а также значительно увеличиваются расходы, связанные с износом бандажей колесных пар, тормозных колодок и всей тормозной системы трамвайных вагонов в целом.
Кроме того, отсутствие на вагонах служебного электрического тормоза снижает безопасность движения.
Высокие динамические показатели подвижного состава трамвая – ускорение, замедление и скорость – можно получить различными путями:
а) применением многоступенчатых контроллеров непосредственного управления с 18–20 ступенями пуска и 12–14 ступенями электрического тормоза;
б) посредством автоматической системы управления с широкой регулировкой ускорения и замедления.
В СССР заводом «Динамо» выпускались многоступенчатые контроллеры типа МТ-30 (рис. 2), предназначенные для четырехосных вагонов трамваев типов МТВ-82, ЛМ-57 с двигателями ДК-255Г и вагонов КТМ-2 с двигателями ДК-254Б (см. рис. здесь).
Рис. 2. Схема многоступенчатого контроллера МТ-30 трамвайного вагона.
Ступень | Сопротивление в Ом | Ступень | Сопротивление в Ом | Ступень | Сопротивление в Ом | Ступень | Сопротивление в Ом |
---|---|---|---|---|---|---|---|
P1–P2 | 0,57 | P9–P10 | 1,34 | P40–P44 | 1,430 | P23–P24 | 0,006 |
P3–P4 | 4,35 | P10–P11 | 5,00 | P41–P44 | 0,543 | P25–P26 | 0,166 |
P4–P5 | 1,00 | P30–P34 | 0,67 | P42–P44 | 0,255 | P26–P27 | 0,031 |
P5–P6 | 0,57 | P31–P34 | 0,394 | P43–P44 | 0,098 | P27–P28 | 0,038 |
P6–P7 | 0,35 | P32–P34 | 0,205 | P20–P21 | 0,166 | P28–P29 | 0,006 |
P7–P8 | 0,22 | P33–P34 | 0,079 | P21–P22 | 0,051 | P12–P13 | 0,0446 |
P8–P9 | 0,13 | P22–P23 | 0,038 |
На рис. 3 показана схема с многоступенчатым контроллером и двумя двигателями на двухосных вагонах трамваев, выпускаемых в г. Гота (ГДР) для городов СССР с узкоколейными путями.
Рис. 3. Схема с многоступенчатым контроллером и двумя двигателями на двухосных трамвайных вагонах, выпускаемых в г. Гота (ГДР) для городов СССР с узкоколейными путями.