Устройство и принцип работы барабанных и кулачковых контроллеров непосредственного управления вагонов подвижного состава трамвая

Устройство и принцип работы барабанных и кулачковых контроллеров непосредственного управления вагонов подвижного состава трамвая

Контроллеры барабанные

На трамвайных вагонах в ряде случаев еще применяются контроллеры барабанного типа (типы ДК-4, ДТ-41 и др.).

Контроллеры типа ДК-4, при помощи которых осуществляется управление двухосными вагонами трамваев, имеют шесть ступеней для пуска двигателей на последовательном соединении и четыре ступени для пуска двигателей на параллельном соединении, причем на 6-й и 10-й ступенях параллельного соединения осуществляется ослабление поля двигателей. Эти контроллеры предусматривают также экстренное электрическое реостатное торможение вагона по перекрестной схеме, на шести ступенях тормозного режима.

Контроллеры барабанного трамвайных вагонов типа имеют существенные недостатки, важнейшими из них являются необходимость тщательного трудоемкого и сложного ухода за контактным барабаном и пальцами, которые сильно изнашиваются при отключениях силового тока. Следствием этого являются нередко вспышки в контроллере, приваривание пальцев и другие дефекты, вызывающие аварии на линии.

Кулачковые контроллеры

С 1946 г. наша промышленность стала выпускать более совершенные контроллеры вагонов трамваев, типа МТ. На этих контроллерах вместо барабана и контактных пальцев применены кулачковые контакторы с индивидуальным дугогашением, обеспечивающим более надежный и быстрый разрыв тока тяговых двигателей. Это повысило надежность контроллеров в эксплуатации, уменьшило эксплуатационные расходы, связанные с их обслуживанием, и тем самым значительно повысило общую надежность вагонов подвижного состава трамвая в эксплуатации.

Контроллер кулачкового типа, устанавливаемый в вагонах подвижного состава трамвая состоит из кулачковых контакторов (рис. 1), кулачкового вала, реверсивного барабана, стойки с реверсивными пальцами, дугогасительного устройства, блокирующих и фиксирующих механизмов и корпуса. Кулачковый вал устанавливается вертикально в центре корпуса, в двух шарикоподшипниках. Справа от вала располагаются реверсивный барабан и стойка с пальцами. Слева от вала, к планкам задней стенки корпуса, крепятся на изоляционных досках кулачковые контакторы. Дугогасительные камеры находятся с левой стороны от вертикальной планки, установленной в передней части контроллера трамвая. Блокирующий и фиксирующий механизмы помещаются в верхней части кулачкового вала, под крышкой контроллера.

Контроллер кулачкового типа трамвайного вагона (продольный разрез): 1 – кулачковый вал; 2 – реверсивный вал; 3 – контакторный элемент; 4 – дугогасительная камера; 5 – пальцы реверсивного вала; 6 – главная рукоятка; 7 – реверсивная рукоятка

Рис. 1. Контроллер кулачкового типа трамвайного вагона (продольный разрез): 1 – кулачковый вал; 2 – реверсивный вал; 3 – контакторный элемент; 4 – дугогасительная камера; 5 – пальцы реверсивного вала; 6 – главная рукоятка; 7 – реверсивная рукоятка.

Трамвайный кулачковый контактор состоит из деталей, показанных на рис. 2. Все подвижные и неподвижные детали контактора установлены на асбоцементной доске, которая крепится к задним планкам корпуса контроллера. В эксплуатации величина притирания губок определяется зазором «А» (см. рис. 2), который не должен быть менее 1 мм.

Кулачковый контактор трамвайного вагона: 1 – дистанционная вставка; 2 – подвижный кронштейн; 3 – контакт (губка); 4 – контакт (губка); 5 – дугогасительный рог; 6 – защелка; 7 – полюс; 8 – дугогасительная катушка; 9 – изоляционная доска; 10 и 11 – клеммы; 12 – пластина; 13 – выключающая пружина; 14 – ролик; 15 – подшипник; 16 – притирающая пружина; 17 – ось; 18 – рычаг; 19 – гибкий шунт; 20 – основание

Рис. 2. Кулачковый контактор трамвайного вагона: 1 – дистанционная вставка; 2 – подвижный кронштейн; 3 – контакт (губка); 4 – контакт (губка); 5 – дугогасительный рог; 6 – защелка; 7 – полюс; 8 – дугогасительная катушка; 9 – изоляционная доска; 10 и 11 – клеммы; 12 – пластина; 13 – выключающая пружина; 14 – ролик; 15 – подшипник; 16 – притирающая пружина; 17 – ось; 18 – рычаг; 19 – гибкий шунт; 20 – основание.

На большинстве более новых трамвайных вагонов СССР были установлены кулачковые контроллеры.

Контроллер МТ-1А предназначен для вагонов, оборудованных двумя двигателями, работающими при напряжении 550 В, и устанавливается на двухосных моторных вагонах.

Контроллер МТ-4 (ДК-7Б) предназначен для вагонов, оборудованных четырьмя двигателями, рассчитанными на работу при напряжении 550 В.

Контроллер МТ-22 предназначен как для вагонов трамваев, оборудованных четырьмя двигателями, рассчитанными на работу при напряжении 275 В, так и для вагонов, оборудованных двумя двигателями, работающими при напряжении 550 В (рис. 3).

Упрощенная схема силовой цепи трамвайного вагона КТМ-1 с двумя двигателями ДК-254 и контроллером МТ-22

Схема силовой цепи трамвайного вагона КТМ-1 с двумя двигателями ДК-254 и контроллером МТ-22

Таблица замыканий кулачковых контактов для схемы силовой цепи трамвайного вагона КТМ-1 с двумя двигателями ДК-254 и контроллером МТ-22

Условные обозначения для схемы силовой цепи трамвайного вагона КТМ-1 с двумя двигателями ДК-254 и контроллером МТ-22

Рис. 3. Схема силовой цепи трамвайного вагона КТМ-1 с двумя двигателями ДК-254 и контроллером МТ-22.

Технические характеристики кулачковых контроллеров сведены в табл. 1.

Таблица 1 – Технические характеристики кулачковых контроллеров трамвайных вагонов
Тип контроллераТип вагонаВес контроллера в кгДавление контактов в кгПритирание контактов в ммКоличество кулачковых элементов и кулачковых шайбКоличество реверсивных пальцевШирина губок кулачковых элементов в ммСечение гибкого соединения шунта в ммКоличество тяговых позицийКоличество тормозных позиций
кулачковыхреверсивныхкулачковыхреверсивныхпоследовательное соединениепереходноепараллельное соединение
МТ-1Двухосный1501,7–1,91,5–2,58–102–3111320255336
МТ-22Двухосный и четырехосный1601,7–1,91,5–2,58–102–3131420257355
МТ-4 (ДК-7Б)Четырехосный1602,4–3,21,5–2,58–102–3132025353366
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.