Главная передача силового агрегата МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец» состоит из двух конических зубчатых колес со спиральными зубьями, ее передаточное число — 4,125, число зубьев ведущего зубчатого колеса — 8, ведомого — 33. У главной передачи зубчатое ведущее колесо 3 изготовлено заодно с вращающимся в 3-х опорах ведомым валом коробки передач.
Передняя опора является двухрядным радиально-упорный коническим подшипником 1. Она воспринимает от главной передачи радиальную и осевую нагрузки. Между передней стенкой картера и буртом подшипника стоят регулировочные прокладки 2, с помощью которых определяется положение зубчатого ведущего колеса в картере в осевом направлении по монтажному размеру А (А = 87±0,04 мм).
Ведомое зубчатое колесо 14 центрируется на цилиндрической проточке коробки 15 дифференциала и совместно с крышкой 16 дифференциала крепится к ней восемью болтами 17 с усилием затяжки 70—90 Н/м (7—9 кгс/м). Болты изготовлены из легированной стали и термообработаны. На головках болтов нанесена X-образная метка; эти болты нельзя заменять обычными. Ведомое зубчатое колесо вместе с коробкой и крышкой дифференциала вращается в двух конических подшипниках 10, установленных в корпусах 25.
В отверстия, находящиеся с боков картера 8 коробки передач ЗАЗ-968М, вставляются корпуса подшипников. Косое отверстие, выполненное на наружном диаметре корпуса для подвода смазки к коническому подшипнику, должно находиться сверху. Корпуса подшипников крепятся к картеру шестью шпильками каждый и затягиваются гайками с усилием 18—25 Н·м (1,8—2,5 кгс·м).
Для уплотнения мест разъема между корпусами подшипников, корпусом дифференциала и картером устанавливают резиновые уплотнительные кольца 9.
Главная передача и дифференциал: 1 — Подшипник; 2 — Прокладка регулировочная; 3 — Ведущее зубчатое колесо главной передачи; 4 — Приспособление; 5 — Шайба регулировочная; 6 — Кольцо стопорное; 7 — Палец сателлитов; 8 — Картер коробки передач; 9 — Кольцо уплотнительное; 10 — Подшипник; 11 — Сухарь; 12 — Зубчатое колесо полуоси; 13 — Сателлит; 14 — Ведомое зубчатое колесо главной передачи; 15 — Коробка дифференциала; 16 — Крышка коробки дифференциала; 17 — Болт крепления ведомой шестерни; 18 — Гайка регулировочная; 19 — Кольцо стопорное; 20 — Полуось; 21 — Чехол защитный дифференциала; 22 — Корпус манжеты; 23 — Манжета; 24 — Крышка чехла; 25 — Корпус подшипника дифференциала.
У ведомого зубчатого колеса конические подшипники поджимаются регулировочными гайками 18, с помощью которых устанавливается боковой зазор 0,08—0,22 мм в зацеплении главной пары. Гайки стопорятся кольцами 19, которые внутренними усами входят в пазы гаек, а наружными — в пазы, которые находятся на торце корпуса подшипников.
В коробку дифференциала запрессован палец 7 сателлитов, на котором установлены два конических сателлита 13. Палец сателлитов в коробке удерживается двумя пружинными кольцами 6.
Сателлиты шлифованными торцами опираются на обработанную плоскость коробки дифференциала. Зубчатые колеса 12 полуосей центрируются с помощью шлифованных шеек в гнездах цилиндрической формы, расположенных в крышке дифференциала и коробке дифференциала. В осевом направлении зубчатые колеса шлифованными торцами через опорные шайбы 5 опираются на обработанные торцовые поверхности коробки и крышки. Осевое перемещение зубчатых колес полуоси устанавливается подбором опорных шайб по толщине. На внутренней поверхности зубчатых колес выполнены пазы для свободного перемещения сухарей 11. Для того, чтобы обеспечить бесшумную работу главной передачи ведомое и ведущее зубчатые колеса на заводе подбирают попарно и электрографом наносят их порядковые номера. Менять зубчатые колеса главной передачи можно только комплектно.
При подборе пары зубчатых колес на заводе определяют монтажный размер А от оси ведомого зубчатого колеса до заднего торца ведущего зубчатого колеса.
Для каждой пары этот размер, обычно, от номинального отличается на некоторую величину, которую называют поправкой. Эта величина поправки наносится электрографом на торце ведущего зубчатого колеса вслед за ее номером.
Когда выполняется сборка главной передачи автомобиля ЗАЗ-968М, данную поправку необходимо при регулировке взаимного расположения зубчатых колес принимать во внимание. Величина поправки зависит от фактической высоты головки ведущего зубчатого колеса, равной разности размеров А и Б (Б = 59±0,04).
Чтобы получить необходимый монтажный размер, под наружное кольцо заднего подшипника устанавливают необходимое число прокладок. Допуск на отклонение от монтажного размера равен ±0,04 мм.
Отрегулированной на заводе главной передаче ЗАЗ-968М, обычно, никакая регулировка в дальнейшем не требуется. Регулировка главной передачи, если это нужно, должна осуществляться исключительно в мастерской с необходимым оборудованием квалифицированным механиком.
Крутящий момент, увеличенный с помощью главной передачи, передается ведущим колесам через полуоси с карданными шарнирами.
Настенные календари заказать.