Тяговые и сцепные приборы служат для соединения двух или трех трамвайных вагонов, буксировки их, передачи тягового усилия от моторного к прицепному вагону и смягчения взаимных толчков.
Тяговые приборы применяются следующих типов: буферные, типа «рукопожатие», автоматические.
Наибольшее распространение получили тяговые приборы — буферные (рис. 1) и приборы типа «рукопожатие» (рис. 2).
Рис. 1. Тяговый прибор трамвайного вагона серии X.
Рис. 2. Тяговый прибор типа «рукопожатие» трамвайного вагона КТМ-1: 1 — подбуферная скоба; 2 — валик со струбцинкой; 3 — добавочное сцепление (вилка); 4 — пружина; 5 — валик; 6 — сменная втулка; 7 — буферное гнездо; 8 — хомут; 9 — пружина; 10 — буферный стержень; 11 — шайба.
Буферные тяговые приборы установлены на всех старых вагонах, а приборы типа «рукопожатие» — на новых вагонах, преимущественно типов КТМ-1 и КТП-1.
В тяговом приборе вагона КТМ-1 головкам придана специальная форма. Они сцепляются двумя штырями, в результате чего усилие на одну втулку вдвое меньше, чем в тяговом приборе буферного типа.
Стержень тягового прибора изготовляется из стали марки Ст. 20 (ГОСТ 1050—52) или Ст. 3 (ГОСТ 380—50). Головка стержня может быть литая из стали марки Ст. 25-4522 (ГОСТ 977—53) или сварная из стали марки Ст. 3 или Ст. 4.
Головки привариваются к стержню электродами марки Э-42.
Хомут тягового прибора делают из отливок стали марки Ст. 25-4522 (ГОСТ 977—53) или кузнечной ковкой, а также штамповкой из горячекатаной стали марки Ст. 20 (ГОСТ 1057) или Ст. 3 (ГОСТ 380—57).
Пружина тягового прибора изготовляется из стали марки Ст. 60 или Ст. 65 по ГОСТ 1057—52 сечением 150 × 7 мм. Форма пружины — коническая с правой навивкой.
Междувагонные сцепки, соединяющие тяговые приборы вагонов, бывают прямыми и изогнутыми с коленом из стали марок Ст. 15 и Ст. 20 (ГОСТ 1050—57 или Ст. 3 ГОСТ 380—57).
Автосцепка применялась в СССР на вагонах узкой колеи, поставляемых народным предприятием ГДР в г. Гота. Этот прибор (рис. 3) очень прост в эксплуатации. При сцеплении вагонов одновременно производится сочленение междувагонной пневматики и электропроводки.
Рис. 3. Автосцепка системы Шарфенберга узкоколейного трамвайного вагона ГДР.
Трофические язвы на ногах лучшие заживляющие мази для лечения трофических язв.