Оси для трамвайных вагонов изготовляют по ГОСТ 6144—52.
Черные оси делаются четырех типов: 1—1, 1—2, II и III, чистые оси — двенадцати типов.
Оси для моторных вагонов делаются на подшипниках скольжения — типов ТМС-1, ТМС-2, ТМС-3, ТМС-4, ТМС-5, ТМС-6. и ТМС-7, на подшипниках качения — типов ТМК-1, ТМК-2, ТМК-3, и ТМК-4, оси для прицепных вагонов — на подшипниках скольжения, типа ТПС.
Примечания:
1. В названии типа оси буквы обозначают:
Т — трамвайная,
М — для моторного вагона,
П — для прицепного вагона,
С — на подшипниках скольжения или К — на подшипниках качения.
2. Черные оси должны применяться:
Типа 1—1—для чистых осей типов ТМС-1, ТМС-2, ТМС-3, ТМС-6, ТМК-1, ТМК-2 и ТМК-4;
Типа 1—2—для чистых осей типов ТМС-7 и ТМК-3;
Типа III — для чистых осей типа ТПС;
Типа III — для чистых осей типа ТМС-5.
На рис. 4 изображен габаритный чертеж черных осей типов 1—1 и 1—2, а на рис. 5 — черной оси типа II.
Рис. 4. Ось колесной пары трамвая черная, типы 1—1 и 1—2.
Рис. 5. Ось колесной пары трамвая черная, тип II.
В табл. 32 и 33 приводятся данные для черных осей (размеры — в мм).
На рис. 6 и 7 показаны чистые оси моторных и прицепных вагонов.
Рис 6. Ось колесной пары трамвая, чистая, типы ТМС-1, ТМС-2, ТМС-3 и ТМС-4.
Рис. 7. Ось колесной пары трамвая, чистая, тип ТПС.
В табл. 34 и 35 приводятся данные для чистых осей трамвайных вагонов (размеры — в мм).
У осей типа ТМС-3 диаметр d3 может быть 130—136 мм только по длине подступичной части участка l7; вне подступичной части этот диаметр должен равняться 130 мм.
При термической обработке осей их механические свойства должны соответствовать следующим нормам:
Предел прочности σВ — не менее 58 кг/мм2;
Относительное удлинение δ — не менее 22 %;
Ударная вязкость — не менее 8 кг/см2 (как среднее значение по четырем образцам), по отдельному образцу — не менее 4 кг/см2.
На рис. 8 приведен чертеж чистой оси моторного вагона X для двигателя ДТИ-60, на рис. 9 — чертеж чистой оси моторного вагона МТВ-82 для двигателя ДК-255А, а на рис. 10 — чистая Ось прицепного вагона КТП-1.
Рис. 8. Ось колесной пары трамвайного вагона серии X.
Рис. 9. Ось колесной пары трамвайного вагона МТВ-82.
Рис. 10. Ось колесной пары трамвайного вагона КТП-1.
Колесные центры литые для трамвайных вагонов изготовляют из отливок углеродистой стали марки 15-4020 или 25-4518 по ГОСТ 977—58.
Черные и чистые дисковые колесные центры выпускаются по ГОСТ 6145—52 следующих типов.
1. Черные центры — пяти типов: А, Б, В, Г и Д, чистые центры — шести типов: I, II, III, IV, V и VI.
2. Черные центры следует применять:
типа А — для чистых центров типов I и V;
типа Б — для чистых центров типа II;
типа В — для чистых центров типа III;
типа Г — для чистых центров типа IV;
типа Д — для чистых центров типа VI.
На рис. 11 изображен габаритный чертеж колесных центров черных типов Б, В и Г, а на рис. 12 — колесных центров чистых типов II, III и IV.
Рис. 1. Колесный центр трамвая черный, типы Б, В и Г.
Рис. 12. Колесный центр трамвая чистый, типы II, III и IV.
В табл. 36 и 37 даны основные размеры черных и чистых колесных центров (в мм).