Каменные материалы для устройства верхнего покрытия трамвайных путей применяются такие же, как и для устройства покрытий городских улиц.
Замащиваются трамвайные пути естественным камнем из твердых, невыветривающихся пород или искусственным камнем – клинкером.
По форме естественный камень, предназначенный для замощения трамвайных путей, подразделяется на следующие основные виды: брусчатка, мозаика (клейнпфластер) и булыжный камень – шашка.
Брусчатка
Этот вид камня представляет собой бруски, по форме приближающиеся к параллелепипеду. Верхняя и нижняя плоскости (лицо и постель) имеют форму прямоугольника и параллельны друг другу, а боковые грани – суживаются книзу.
Брусчатка изготовляется для покрытия трамвайных путей из твердых, морозоустойчивых пород однородной мелко- или среднезернистой структуры, объемным весом не меньше 2,55, водопоглощаемостью не более 0,6% и временным сопротивлением сжатию не меньше 1000 кг/см2. Лучшей породой для изготовления брусчатки для покрытия трамвайных путей является диабаз. Типы и размеры брусчатки приведены в табл. 1.
Типы брусчатки | Высота в см | Размеры верхней лицевой поверхности в см | |
---|---|---|---|
длина | ширина | ||
Низкая узкая | 10 | 15–20 | 9–11 |
Низкая широкая | 10 | 15–25 | 12–15 |
Средняя | 11–13 | 15–25 | 12–15 |
Высокая | 14–16 | 15–25 | 12–15 |
Мозаика (клейнпфластер)
Шашка для мозаиковой мостовой (клейнпфластер) для покрытия трамвайных путей представляет собой камень, приближающийся к кубической форме. Верхняя и нижняя плоскости имеют фигуру квадрата и параллельны друг другу, причем площадь основания должна быть не меньше 0,75 площади лица.
Клейнпфластер для покрытия трамвайных путей изготовляется из таких же пород камня, что и брусчатка. Его размеры приведены в табл. 2.
Тип клейнпфластера | Высота в см | Размеры верхней лицевой поверхности в см | |
---|---|---|---|
длина | ширина | ||
Низкая | 8–9 | 7–10 | 7–10 |
Высокая | 9–10 | 8–11 | 8-–11 |
Клинкер
Это искусственный камень, который имеет форму параллелепипеда с плоскими поверхностями и прямыми ребрами, изготовляемый из глины путем обжига до полного спекания массы, без глазурованной поверхности.
Размеры клинкера для покрытия трамвайных путей как правило принимаются: высота 110 мм, длина 220 мм, ширина 65–75 мм с допусками по ширине ±3 мм, по длине ±5 мм, по высоте ±2 мм.
Должен издавать чистый металлический звук при ударе молотком.
Клинкер подразделяется на три сорта в зависимости от качества (табл. 3).
Наименование показателей | Сорта клинкера | ||
---|---|---|---|
I | II | III | |
Временное сопротивление сжатию, кг/см2 | 1000 | 700 | 400 |
Водопоглощаемость, % | 2 | 4 | 6 |
Допускаемые трещины на одной из сторон: | |||
– по длине, мм | 30 | 50 | 50 |
– по глубине, мм | 3 | 15 | 15 |
Булыжный камень-шашка
Каменная шашка для покрытия трамвайных путей представляет собой камни, грубооколотые, неправильной формы, имеющие по лицу очертания треугольника или многоугольника.
Изготовляется булыжный камень-шашка для покрытия трамвайных путей из валунного камня или из карьеров, разнообразного минералогического состава, но из твердых невыветривающихся пород. Лучшей породой для булыжного камня является гранит.
Временное сопротивление сжатию должно быть не меньше 600 кг/см2, водопоглощаемость – не более 1,5–2%, количество кругляка не больше 7%.
В зависимости от размеров камень-шашка для покрытия трамвайных путей разделяется на крупный, средний и мелкий. Основные размеры его даны в табл. 4.
Типы шашки | Высота в см | Размеры по лицу в см | Площадь постели в см2, не меньше |
---|---|---|---|
Крупный | 15–18 | 11–18 | 70 |
Средний | 12–15 | 10–15 | 40 |
Мелкий | 10–11 | 6–12 | – |
Для замощения трамвайных путей применяется булыжный камень-шашка средний и мелкий.