Производительность транспортных средств, занятых на развозке продуктов на дом, ограничивалась физическими возможностями водителя-развозчика или водителя-продавца при обслуживании покупателей. В этих условиях ограниченный запас хода электромобиля уже не являлся недостатком. В то же время другие свойства электромобиля, такие как ускорение, надежность, простота управления, чистота и т. д. способствовали повышению производительности труда развозчика продуктов.
Важным фактором успешного развития применения электромобилей в Англии, являлась меньшая стоимость в эксплуатации по сравнению с карбюраторными.
Рис. 3. Модели английских электромобилей: а — фирмы Morrison, модель ЕН-20, грузоподъемность — 1016 кг; б — фирмы Smith, модель S 55, грузоподъемность — 1270 кг; в — фирмы Ross Auto, модель Ross Auto 25 грузоподъемность 1270 кг; г — фирмы W. and E., модель Intermediate, грузоподъемность — 1270 кг.
Использование электромобилей, как видно из таблицы 3, давало возможность значительно (примерно в 3 раза) уменьшить расходы на техобслуживание, ремонт и топливо.
В результате стоимость эксплуатации электромобиля получалась на 10—20% меньше стоимости эксплуатации однотипного автомобиля.
Начало применения электромобилей для развозки продуктов на дом в Англии относится к середине 30-х годов, когда фирма Morrison начала выпуск специально рассчитанных для этой цели электромобилей малой грузоподъемности. К концу 1960-х годов электромобили малой грузоподъемности (до 2,0 т включительно) стали составлять в Англии более 90% парка всех электромобилей. Причем, как показывают опубликованные в английской литературе данные обследования сфер применения электромобилей в этой стране, свыше 50% электромобилей использовалось для развозки на дом продуктов питания (молока, хлеба, овощей и т. д.). На рис. 3 представлены типичные модели английских электромобилей, применяемых для развозки продуктов.
Кроме того, электромобили малой грузоподъемности применялись довольно широко для развозки на дом угля, белья из прачечных и т. д.
Статьи расхода | Автомобиль | Электромобиль |
---|---|---|
I. Капитальные затраты | ||
Стоимость автомобиля и электромобиля (без батареи) | 1,0 | 0,8-1,2 |
То же, но стоимость электромобиля с батареей и зарядным устройством | 1,0 | 1,5-2,0 |
Итого капитальные затраты | 1,0 | 1,5-2,0 |
II. Эксплуатационные расходы (на 1 км пробега) | ||
Постоянные расходы | ||
Амортизация автомобиля и электромобиля (с батареей и зарядным устройством) | 1,0 | 1,0-2,0 |
Налог, страхование, проценты на капитал | 1,0 | 1,0 |
Переменные расходы | ||
Расходы на топливо или электроэнергию | 1,0 | 0,3-0,5 |
Расходы на техническое обслуживание и ремонт | 1,0 | 0,3-0,5 |
Расходы на шины | 1,0 | 0,9-1,0 |
Итого эксплуатационные расходы | 1,0 | 0,8-0,9 |