Аккумуляторные электромобили существуют уже давно. Первые практически работоспособные электромобили были построены еще в конце XIX века, когда были усовершенствованы свинцовые аккумуляторные батареи. На первоначальном этапе электромобили являлись равноправными конкурентами с автомобилями, так как двигатели внутреннего сгорания того времени были очень несовершенны.
В первую очередь развитие электромобилей шло за счет вытеснения из города гужевых повозок. Этому способствовало то, что электромобиль обладал большей производительностью, чем гужевая повозка, меньшей стоимостью в эксплуатации, имел большую скорость, был более гигиеничен, занимал меньше места.
Вплоть до 20-х годов XX века аккумуляторные электромобили наиболее широко применялись в США, где их количество по некоторым данным доходило до 15—18 тыс. единиц. Однако относительная дешевизна нефтяного топлива и переход к массовому производству автомобилей привели к тому, что в США электромобили к концу 1960-х годов практически перестали применяться. Производство легковых электромобилей в Америке было прекращено в 1930 г. Производство грузовых электромобилей продолжалось по одним данным до 1933 г., по другим — до 1938 г. В результате, как было сообщено на ежегодной конференции американских энергетиков, в 1960 г. парк легковых электромобилей в США насчитывал всего лишь 50 единиц, а парк грузовых электромобилей — 150.
В течение 30—40 гг. электромобили наиболее широко применяли в Германии. Объясняется это тем, что тогдашнее германское правительство, желая уменьшить зависимость отечественного транспорта от импортного нефтяного топлива, проводило политику всемерной поддержки развития применения электромобилей, которая в частности выражалась в льготном налоге на электромобили. Кроме того, значительная часть электромобилей в Германии использовалась государственным учреждением — почтой.
В табл. 1 приведены данные, характеризующие развитие применения электромобилей в довоенной Германии. Хотя в этой таблице данные по грузовым электромобилям до 1934 г. включают и паровые автомобили, однако ввиду того, что количество последних было очень незначительно (так, например, количество паровых автомобилей в 1936, 1937 и 1938 гг. составляло соответственно 16,5 и 13 машин), приводимые данные, несомненно, с достаточной точностью отражают картину развития применения электромобилей.
Как видно из данных табл. 1, наиболее широко электромобили применялись в Германии в период войны (1939—1945 гг.), когда их количество по отдельным литературным данным доходило до 20 тыс. единиц. В послевоенный период число электромобилей, находящихся в эксплуатации в ФРГ, уменьшилось.
Годы | Грузовые электромобили | Легковые электромобили | |||
---|---|---|---|---|---|
Общее количество электромобилей, шт. | % к общему количеству грузовых автомобилей | В том числе эксплуатируемые почтой, шт. | Общее количество электромобилей, шт. | % к общему количеству легковых автомобилей | |
1926 | 4036* | 4,3 | 1423 | 1160** | 0,6 |
1928 | 5296** | 4,3 | 1810 | 681** | 0,2 |
1929 | 5706** | 4,0 | 1906 | 614** | 0,1 |
1930 | 5964** | 3,8 | — | 432** | 0,1 |
1931 | 6137** | 3,8 | 2175 | 232** | 0,0 |
1932 | 5950** | 3,9 | 2233 | 173** | 0,0 |
1933 | 5673** | 3,7 | 2214 | 132** | 0,0 |
1934 | 5693** | 3,4 | 2198 | 109** | 0,0 |
1936 | 5874 | 2,4 | 2306 | 145** | 0,0 |
1937 | 6341 | 2,0 | 2374 | — | — |
1938 | 6790*** | 1,9 | 2448 | — | — |
1939 | 9000 | 2,2 | — | — | — |
1944 | 20000 | — | — | — | — |
1948 | 2710**** | 1,0 | — | 9**** | 0,0 |
1949 | 3678***** | 1,1 | 1076***** | 11***** | 0,0 |
1952 | 5535***** | 1,1 | 1420***** | 20***** | 0,0 |
1953 | 5754***** | 1,0 | 1510***** | 18***** | 0,0 |
1954 | 5882***** | 1,0 | — | 23***** | 0,0 |
1955 | 5518***** | 1,0 | — | 11***** | 0,0 |
1956 | 5500***** | 1,0 | — | 12***** | 0,0 |
1957 | 5496***** | 0,9 | — | 11***** | 0,0 |
1958 | 5219***** | 0,9 | — | 8***** | 0,0 |
1959 | 4575***** | 0,8 | — | 0***** | 0,0 |
1960 | 4469***** | 0,7 | — | 0***** | 0,0 |
1961 | 4154***** | 0,6 | — | 0***** | 0,0 |
1962 | 4127***** | 0,5 | — | 0***** | 0,0 |
1963 | 3955***** | 0,5 | — | 0***** | 0,0 |
1964 | 3668***** | 0,4 | — | 0***** | 0,0 |
1965 | 3449***** | 0,4 | — | 0***** | 0,0 |
* Включая электрокары.
** Включая паровые автомобили.
*** Не включая территории оккупированной Австрии.
**** Данные относятся к Английской и Американской оккупационным зонам послевоенной Германии.
***** Данные относятся к ФРГ.
Все части: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6
Разрешение на строительство получение разрешения на капитальное строительство.