Характеристики тягового усилия при ослабленном поле
Усилие тяги тягового двигателя трамвайного вагона при ослабленном поле может быть построено при наличии характеристик v и F при полном поле и vо.п – при том же ослаблении поля. Построение ведется по точкам, подсчитанным по формуле (1):
где Fп.п, vп.п и vо.п берутся для того же тока, для которого определяется Fо.п.
Как видно из формулы (1), тяговое усилие при ослабленном поле меньше тягового усилия при полном поле для одного и того же тока якоря тягового двигателя трамвая, причем уменьшение происходит во столько же раз, во сколько раз vо.п стало больше vп.п.
Величина омического сопротивления шунтирующей цепи в зависимости от принимаемого коэффициента шунтировки подсчитывается по формуле:
где rв – сопротивление обмотки возбуждения тягового двигателя трамвайного вагона.
Характеристики тормозного усилия при генераторном режиме
Характеристики тягового двигателя, если на трамвайном вагоне предусмотрено электродинамическое торможение, должны быть дополнены характеристиками двигателя в режиме его работы генератором, т. е. должны быть построены зависимости изменений тормозного усилия Fт и скорости при торможении vm от тормозного тока в якоре.
Тяговое усилие на ободе трамвайного колеса определено с учетом механических и магнитных потерь в двигателе:
где:
Fб.п – тяговое усилие без механических и магнитных потерь;
Механические и магнитные потери в тяговом двигателе трамвайного вагона и передаче:
В результате этого получается такая формула:
Тяговое усилие без учета механических и магнитных потерь определяется по формуле:
где v – берется по характеристике двигателя в моторном режиме при токе I:
Тормозное усилие так же получается из усилия без потерь, но путем добавления тормозного усилия, создаваемого потерями:
Если кривую Fб.п = f(I) построить на характеристике тягового двигателя трамвая над кривой F = f(I) в тех же масштабах, которые приняты для F и I, то потери ΔFм.м находят как разность ординат этих двух кривых (рис. 1). При токе I’ ΔFм.м определяется отрезком аб. Построение Fm = f(I) может быть проведено путем добавления к ординатам Fб.п отрезков ба’, гв’, ед’ и т. д., равных отрезкам аб, вг, де и т. д., представляющим собой величины механических и магнитных потерь.
Обычно Fm = f(Im) строится во втором координатном углу.
Рис. 1. Построения кривой тормозного усилия в функции Iя.
Тормозное усилие тягового двигателя трамвайного вагона может быть определено и аналитическим путем по формуле:
где: