Аналогично можно определить проценты использования мощности для других дросселей и соответствующие им расходы топлива Q3, Q4 и т. д. В результате для заданного числа оборотов n1 будут получены значения расходов топлива в зависимости от процентов использования мощности, что дозволит построить кривую Q по процентам использования для заданного значения n1. Таким же образом можно поступать для всех значений n и получить диаграмму Q по процентам использовании мощности двигателя (рис. 2); этот график называется диаграммой использования.
Рис. 2. Диаграмма использования мощности двигателя автомобиля.
По диаграмме использования определяются расходы Q, когда нагрузка двигателя на заданном числе оборотов не совпадает ни с одной из кривых дроссельных мощностей.
По диаграмме использования можно определить расходы топлива при различных условиях движения. Пусть требуется найти часовой расход топлива при заданных условиях движения: скорости — v (или числе оборотов коленчатого вала двигателя — n) сопротивлении качению f и подъеме α.
Условия движения автомобиля позволяют определить нагрузку двигателя по общему уравнению:
Зная нагрузку двигателя, можно установить процент использования его мощности на заданной скорости v (или при числе оборотов коленчатого вала n). По проценту использования двигателя и скорости движения v (или числу оборотов коленчатого вала n) определяется часовой расход топлива по диаграмме использования. Если необходимо, то можно определить также расход топлива на 1 км.
Еще проще фактический процент использования может быть найден отнесением суммы сопротивления движению к окружному усилию на ведущих колесах:
Все части: 1 | 2