При разгоне трамвайного вагона с постоянными пределами отклонения пускового тока от его среднего значения сопротивление любой ступени реостата можно определить по формуле (1):
где:
Здесь: v1 – скорость по естественной характеристике двигателя при токе Iмакс;
v2 – то же, при Iмин.
Величина первой ступени реостата двигателя трамвая определяется из условия, что на K-ом положении контроллера происходит выключение реостата и Rк=Rп=0. Формула (2):
Когда известно число ступеней реостата тягового двигателя вагона трамвая, то уравнение (2) легко решается методом проб, как и в графическом методе. Для этой цели задаются рядом значения Iмин и Iмакс; для них подсчитывают R0, R1, находят v1 и v2 и определяют a. Затем подсчитывают численное значение правой части уравнения (2) при K = n.
Построив зависимость значений правой части уравнения от Iмакс, находят величину Iмакс, при которой правая часть равна нулю (рис. 1). Это значение Iмакс и есть то, которое для заданного числа ступеней приведет к выключению последней ступени с переходом на естественную характеристику при токе Iмакс.
Рис. 1. Нахождение Iмакс графическим построением.
По найденному значению Iмакс определяют Iмин = 2Iср – Iмакс, R1, R0 и a и, взяв полученную величину R1 за значение первой ступени реостата тягового двигателя трамвайного вагона, определяют сопротивление остальных ступеней:
Если число ступеней неизвестно, то, задавшись по выбранному Iср колебаниями пускового тока (по заданному ускорению) и приняв R1 равным Uк/Iмакс – rвн, подсчитывают R0 и α и по приведенным выше формулам определяют R2, R3 и т. д., пока не дойдут до естественной характеристики, т. е. до Rп ≤ 0. При Rп = 0 подсчет закончен, если же Rп меньше нуля, то надо принять число ступеней равным n, графически определить Iмакс и откорректировать величину сопротивлений отдельных ступеней реостата.
Приведенные формулы относятся к пуску двигателя трамвая при первой группировке их, т. е. при движении с нулевой скорости для последующих соединений величины сопротивлений R0 и R1 в формуле (1) должны быть равны:
где: v3 – скорость по естественной характеристике предыдущего соединения при токе Iмин;
v4 – скорость по естественной характеристике для данного соединения двигателей при токе Iмин;
v1 и v2 – то же, но при токе Iмакс.
Коэффициент: