Устройство арматуры двери автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»

Автомобиль Запорожец ЗАЗ-968М (photo by Andrzej Otrębski / commons.wikimedia.org / CC BY-SA (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0))
Автор фото Andrzej Otrębski, CC BY-SA 4.0, через Викисклад.

Двери кузова автомобиля ЗАЗ-968М (ЗАЗ-968М-005) «Запорожец» двухпанельные, штампованные из листовой стали, крепятся к стойкам кузова петлями 57. Короткая часть петли крепится к кузову планкой 56 с насечкой и гайками 55 с шайбами. Длинная часть петли крепится к панели двери болтами 58 и планками с насечкой.

Петля двери автомобиля ЗАЗ-968М Запорожец

Петля двери автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»: 54 — Колпачок; 55 — Гайка; 56 — Планка; 57 — Петля; 59 — Дверной уплотнитель.

Отверстия в панели двери, предназначенные для регулировки навески двери, — овальные.

Угол открытия двери в автомобиле ЗАЗ-968М зависит от ограничителя, состоящего из корпуса 53, укрепленного на оси 50. Ось и рычаг установлены в кронштейне двери. На ось надета пружина 51, прижимающая рычаг к колпачкам 54. При открытии двери рычаг 48 разжимает колпачки 54, проходит через них и фиксируется между буфером 52 и сжавшимися колпачками.

Дверь остается в зафиксированном положении. Дальнейшему открыванию двери препятствует сжатие буфера 52 рычагом 48. Обивка двери выполнена из кожзаменителя, сваренного с тонким поролоном током высокой частоты и наклеенного на специальный картон. Крепление обивки двери производится пластмассовыми пистонами 46, местоположение которых легко прощупывается через обивочный материал.

Ограничитель открывания двери автомобиля ЗАЗ-968М Запорожец

Ограничитель открывания двери: 48 — Рычаг ограничителя; 49 — Винт; 50 — Ось; 51 — Пружины; 52 — Буфер; 53 — Корпус.

В верхней части двери панель обивки входит в желобок, приваренный к двери. Для снятия обивки двери следует предварительно снять облицовку 3 ручки, поддев ее отверткой. Снять подлокотник, отвернув два винта, а затем снять ручку 37 стеклоподъемника. Ручка крепится к валику П-образной стопорной пружиной 36, входящей в проточку на валике, и снять ее можно только с помощью специальной вилки 47 с прорезью, выполненной из листового металла. Ширина вилки 40—42 мм, толщина 1,5—1,75 мм, размер прорези — 20×13 мм. Торец вилки не должен быть заострен. Чтобы снять ручку, ее следует установить головкой вниз, а затем, отжав розетку 34, ввести в зазор между ручкой и розеткой вилку до входа ее в паз ручки. Нажатием на вилку вытолкнуть стопорную пружину 36 и снять ручку. Для вытаскивания пистонов из панели двери рекомендуется использовать вилку такого же типа, как вилка 47, но толщиной 2 мм, с размером прорези 7 мм и заостренным торцом.

Снятие обивки двери в автомобиле ЗАЗ-968М Запорожец

Снятие обивки двери: 3 — Облицовка ручки; 33 — Ролик натяжной; 36 — Пружина стопорная; 37 — Ручка; 46 — Пистон; 47 — Вилка.

Запирающие устройства дверей автомобиля ЗАЗ-968М состоят из двух узлов — смонтированного в панели двери механизма замка, который работает на стойке кузова вместе с защелкой 21, и механизма привода внутри двери, который служит для управления изнутри кузова замком, и наружной ручки 14 с кнопкой 9 привода замка снаружи.

Защелка замка 21 крепится двумя винтами 26 к стойке кузова, упроченной в этом месте усилителем. Винты ввернуты в планку 27, которая помещена в обойму, и через отверстия в усилителе и стойке проходят свободно.

Для фиксации защелки поверхность планки, которая обращена к усилителю, снабжена насечкой. Между защелкой и стойкой кузова установлена картонная прокладка 24. Кроме основного назначения, которое заключается в замыкании ротора замка, защелка также служит дополнительной опорой для двери. Когда дверь закрыта, фиксатор 19 замка зажимается между полкой Г защелки и подпружиненным пластмассовым сухарем 20. При правильном положении защелки площадка 8 фиксатора должна входить на полку Г защелки плавно, без подъема двери вверх и без удара. Должный натяг двери, то есть прижим ее к проему кузова, происходит с помощью регулировки положения защелки на стойке.

Замок, защелка и привод замка левой двери автомобиля ЗАЗ-968М Запорожец

Замок, защелка и привод замка левой двери автомобиля ЗАЗ-968М Запорожец

Замок, защелка и привод замка левой двери: 1 — Пружина; 2 — Ось ограничителя; 3 — Облицовка ручки; 4 — Внутренняя ручка; 5 — Корпус ручки; 6 — Тяга; 7 — Ограничитель; 8 — Розетка; 9 — Кнопка; 10 — Тяга кнопки; 11 — Рычаг механизма запирающего; 12 — Корпус; 13 — Щеколда; 14 — Наружная ручка; 15 — Пружина; 16 — Собачка храповика; 17 — Храповик ротора; 18 — Рычаг; 19 — Фиксатор; 20 — Сухарь; 21 — Защелка замка; 22 — Ротор; 23 — Цилиндр замка; 24 — Прокладка; 25 — Боковина кузова; 26 — Винт; 27 — Планка; 28 — Гайка; 29 — Винт нажимной; 30 — Шайба; 31 — Кнопка.

Дверь, правильно установленная в проеме кузова, должна закрываться от толчка рукой. При этом резиновые зубчатые уплотнители 59 деформируются настолько, что полностью герметизируют проем и предохраняют салон кузова от проникновения в него влаги и пыли. Замок двери — роторного типа. Ротор 22 имеет шесть зубьев, которые при закрывании и открывании двери перекатываются по зубьям защелки. В случае полного закрытия двери необходимо, чтобы ротор заходил во 2-й зуб защелки, иначе дверь будет закрыта не полностью и при езде будет стучать. При закрывании двери ротор входит с зубьями защелки в зацепление и вращает храповик 17, который отжимает зуб собачки 16, преодолевая сопротивление пружины 15. Собачка дает возможность вращаться ротору в направлении закрывания двери. При открывании двери наружной ручкой отвод собачки от храповика производится нажатием на кнопку 31. При этом нажимной винт 29 кнопки давит на щеколду 13, которая, в свою очередь, поворачивает собачку 16 и позволяет храповику 17 ротора провернуться в обратную сторону. Для нормальной работы замка необходимо, чтобы между головкой винта и щеколдой был зазор 0,5—1,5 мм. Указанный зазор регулируется винтом 29 при отпущенной контргайке 28. Контрольный размер между торцом кнопки и головкой винта равен 61,5 мм.

Открывание двери изнутри кузова автомобиля ЗАЗ-968М производится поворотом ручки 4, которая через тягу 6 воздействует на двуплечий рычаг 18, поворачивающий, в свою очередь, собачку 16 храповика. Возврат ручки 4 в исходное положение осуществляется пружиной 1. Корпус ручки 5 крепится к панели двери винтами. Шарнирные соединения ручки и рычага с тягой уплотнены резиновыми скобками. Тяга 6 прижимается к панели пластмассовым ограничителем 7. Левая дверь может запираться как снаружи, так и изнутри кузова. Снаружи дверь запирается ключом, поворачивающим цилиндр 23 замка в кнопке 31. При этом выступы цилиндра повернутся на 90° и остановят продвижение кнопки в гнезде ручки 14.

Кнопка ручки правой двери не имеет цилиндра 23. Запирание двери изнутри кузова производится нажатием на кнопку 9, которая через тягу 10 поворачивает рычаг 11 так, что при повороте щеколды 13 ее носок Б упрется в площадку А рычага 11 и не даст повернуться на полный угол собачке 16 для освобождения ротора 22.

Запереть дверь кнопкой 9 можно только тогда, когда она закрыта. Если кнопку нажать при открытой двери и захлопнуть дверь, она останется не запертой, так как собачка 16 своим вторым концом вернет рычаг 11 в исходное положение. Во время открывания дверей за внутренние ручки кнопки поднимаются.

Для подъема и опускания стекол в рамах дверей автомобиля ЗАЗ-968М служат стеклоподъемники с тросовым приводом. Опускное стекло своей нижней кромкой вставлено в обойму 40 и уплотнено резиновой прокладкой. Обойма с помощью скобы 42 и винтов 41 крепится к тросу 38. При вращении валика стеклоподъемника 35 ручкой 37 шестерня приводит во вращение барабан 45. При этом пружина механизма тормоза 44, которая соединяет валик и шестерню, скручивается и отходит от чашки тормоза. Трос, перекинутый через ролики 39, 43 и 33, наматывается на барабан и поднимает или опускает стекло в зависимости от направления вращения барабана. При прекращении вращения ручки пружина под действием упругости раскручивается и прижимается к поверхности внутри чашки тормоза. Трение, появляющееся между чашкой и витками пружины, затормаживает шестерню, валик и барабан, чем самопроизвольное опускание стекла под собственной массой исключается, и стекло надежно фиксируется в любом положении. В результате длительной эксплуатации трос вытягивается и возможно его соскакивание с роликов. Натяжение троса регулируется натяжным роликом 33, планка которого перемещается по пазам в панели двери при отпущенных болтах 32. Натяжение троса должно быть таким, чтобы ручка 37 вращалась свободно — без усилия и заеданий.

Стеклоподъемник автомобиля ЗАЗ-968М Запорожец

Элемент стеклоподъемника автомобиля ЗАЗ-968М Запорожец

Стеклоподъемник автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»: 32 — Болт; 33 — Натяжной ролик; 34 — Розетка; 35 — Стеклоподъемник; 36 — Стопорная пружина; 37 — Ручка; 38 — Трос; 39 — Направляющий ролик; 40 — Обойма; 41 — Винт; 42 — Скоба; 43 — Направляющий ролик; 44 — Тормозной механизм; 45 — Барабан.

Уход за арматурой кузова заключается в смазывании ряда узлов после пробега каждых 30 000 км согласно карте смазывания (см. Техническое обслуживание автомобиля ЗАЗ-968М), а также выполнении регулировки по мере надобности.

Информация турецкий чиллер тут.
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.