Общее устройство автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»

Автомобиль Запорожец ЗАЗ-968М (photo by Christo / commons.wikimedia.org / CC BY-SA (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0))
Автор фото Christo, CC BY-SA 4.0, через Викисклад.

Особенностью компоновки автомобиля ЗАЗ-968М (ЗАЗ-968М-005) «Запорожец» является то, что силовой агрегат расположен в задней части кузова. Это делает трансмиссию довольно компактной. Механизмы, узлы и агрегаты автомобиля закреплены прямо на кузове.

Установленные на автомобилях «Запорожец» моделей ЗАЗ-968М и ЗАЗ-968М-005 силовые агрегаты по конструкции аналогичны. Они состоят из четырехцилиндрового V-образного двигателя, коробки передач, сцепления, главной передачи с дифференциалом, а также воздушного охлаждения.

Сцепление на автомобиле однодисковое с гасителем крутильных колебаний, фрикционного типа, сухое, соединяет с коробкой передач маховик двигателя. Установлен гидравлический привод выключения сцепления.

Четырехступенчатая коробка передач служит для изменения крутящего момента, который подводится к ведущим задним колесам автомобиля, а также для движения задним ходом. В коробке ЗАЗ-968М и ЗАЗ-968М-005 предусмотрены одна передача для движения назад и 4 – для движения вперед. Благодаря наличию в коробке передач автомобиля синхронизаторов, которые автоматически уравнивают окружные скорости зубьев включаемых зубчатых колес, передачи включаются бесшумно и легко. Картер главной передачи и коробки передач отлит из специального магниевого сплава и соединен шпильками и гайками с картером сцепления. Механизм управления коробкой передач находится в туннеле пола кузова и соединен упругой резиновой муфтой с ползуном коробки передач.

В состав одинарной главной передачи входит пара конических зубчатых колес, имеющих спиральные зубья. Ведущее зубчатое колесо сделано заодно с ведомым валом коробки передач автомобиля. Ведомое зубчатое колесо главной передачи через конический дифференциал с двумя сателлитами передает крутящий момент зубчатым колесам полуосей. Подшипники ведомого зубчатого колеса поставлены в корпуса, крепящиеся шпильками и гайками к картеру коробки передач. В пазах зубчатых колес полуосей дифференциала стоят полуоси полностью разгруженного типа, скользящие одним концом в пазах зубчатых колес, а вторым соединяющиеся со ступицами задних колес через карданные шарниры.

На полуосях надеты особые резиновые чехлы с сальниками, которые служат для предотвращения вытекания масла из главной передачи, а также защиты ее от грязи и пыли. Чехлы прикрепляются к картеру коробки передач.

Ходовую часть автомобиля «Запорожец» составляют узлы задней и передней подвесок, ступицы колес, колеса с шинами.

Общее устройство автомобиля ЗАЗ-968М Запорожец

Общее устройство автомобилей ЗАЗ-968М и ЗАЗ-968М-005 «Запорожец»: 1 — Отопитель; 2 — Передняя подвеска; 3 — Батарея аккумуляторная; 4 — Звуковой сигнал; 5 — Бампер передний; 6 — Указатель поворота; 7 — Фара; 8 — Кузов; 9 — Сиденье переднее; 10 — Подушка и спинка заднего сиденья; 11 — Бак топливный; 12 — Поперечина передней опоры силового агрегата; 13 — Колесо запасное; 14 — Задний фонарь; 15 — Приемная камера; 16 — Бампер задний; 17 — Двигатель; 18 — Амортизатор и пружина задней подвески; 19 — Тормозной барабан заднего колеса; 20 — Полуось; 21 — Рычаг задней подвески; 22 — Главная передача и коробка передач; 23 — Бачок стеклоомывателя; 24 — Бачок питательный главного цилиндра выключения сцепления; 25 — Бачок питательный главного цилиндра тормоза; 26 — Главный цилиндр тормозов; 27 — Главный цилиндр выключения сцепления; 28 — Амортизатор передней подвески и дополнительная пружина; 29 — Барабан тормозной переднего колеса; 30 — Рулевой механизм; 31 — Повторитель указателя поворота.

Передняя подвеска независимого типа, бесшкворневая, рычажно-торсионная, с дополнительными пружинами, которые установлены на гидравлические амортизаторы, имеющие телескопический тип. Подвеска к кузову крепится шестью болтами.

Задняя подвеска независимого типа, рычажная. Ее штампованно-сварной рычаг шарнирно крепится при помощи болтов с гайками, а также сайлент-блоков, которые запрессованы в ушки рычагов, к кронштейнам кузова.

Упругий элемент подвески автомобилей ЗАЗ-968М и ЗАЗ-968М-005 состоит из пружины, а также телескопического амортизатора. Его нижний конец через опорные резиновые втулки опирается на кронштейн рычага, а верхний через резиновые подушки крепится к кузову.

Передняя и задняя подвески для быстрого гашения колебаний колес снабжены амортизаторами двустороннего действия, имеющими телескопический тип.

Колеса — штампованные, дисковые. Профиль обода колеса автомобиля — 102J—330 (4J—13). На колеса смонтированы шины — 6,15—13 (155—330) низкого давления. К тормозным барабанам колеса крепятся при помощи специальных гаек и шпилек. На барабаны колес ставятся декоративные колпаки.

Ступица переднего колеса с помощью двух радиально-упорных роликовых подшипников установлена на цапфе поворотного кулака и исполнена заодно с тормозным барабаном. Ступица заднего колеса стоит в корпусе, крепящемся к рычагу задней подвески, и в нем вращается на 2-х радиально-упорных роликовых подшипниках. К ступице шестью болтами прикрепляется тормозной барабан заднего колеса.

Рулевое управление ЗАЗ-968М и ЗАЗ-968М-005 состоит из рулевого механизма, который установлен в багажнике, а также рулевого привода, который смонтирован на передней подвеске. Тормозная система состоит из двух тормозов, действующих независимо, — стояночного и рабочего. Привод стояночного тормоза механический (тросовый), а рабочего – гидравлический. У всех моделей имеется рабочая тормозная система с раздельным приводом на задние и передние колеса с аварийной сигнализацией. Действие привода рабочего тормоза распространяется на все колеса. Действие привода стояночного тормоза распространяется только на колодки задних колес. Главное назначение стояночного тормоза заключается в затормаживании автомобиля на стоянке.

Тормозные механизмы колес автомобиля «Запорожец» — колодочные, разжимного типа с «плавающими» колодками. Они снабжены рабочими цилиндрами, имеющими устройства для авторегулировки зазоров между барабанами и колодками.

Кузов автомобиля имеет тип «Седан», двухдверный, цельнометаллический, безрамный.

Между собой панели кузова соединены при помощи точечной, газовой или дуговой сварки, что придает кузову большую прочность и дает возможность закреплять на нем все основные агрегаты. У кузова большая площадь остекления и обтекаемая форма. Основная часть кузова представляет собой неразъемный корпус, на который крепятся различные съемные узлы: крышка багажника, капот, двери, детали декоративного оформления и воздухозаборники.

Остекление кузова состоит из заднего и ветрового гнутых стекол, а также стекол дверей и боковин. Двери автомобиля имеют два стекла: одно (переднее) — поворотное, а другое — опускное.

В конструкцию кузова внесен целый ряд усовершенствований, которые способствуют повышению безопасности автомобиля. У наружных ручек дверей и эмблемы большие радиусы закруглений, что исключает при дорожно-транспортных происшествиях дополнительные травмы пешеходов. В кузове сделаны специальные резьбовые отверстия для крепления ремней безопасности.

Ветровое стекло изготовлено трехслойным, типа «триплекс», благодаря этой особенности оно не теряет прозрачности и при ударе о него твердыми предметами не разрушается. Боковые и заднее стекла сделаны из безопасного закаленного стекла, распадающегося на мелкие осколки при разрушении. Неподвижные стекла закреплены в резиновых уплотнителях.

В дверях установлены замки роторного типа. Их конструкция препятствует при авариях самопроизвольному открыванию дверей. При помощи кнопок замки дверей можно заблокировать, после чего дверь снаружи открыть невозможно. Изнутри открывание дверей производится при помощи безопасных рукояток. Для закрывания дверей автомобиля изнутри служат подлокотники, которые выполнены в виде рукояток с мягкой обивкой.

Приборная панель имеет удобное расположение приборов, ручек и кнопок с символическим изображением назначения. Обивка сидений и дверей сделана из высококачественного кожзаменителя, который допускает влажную очистку от различных загрязнений.

На полу салона положены формованные резиновые коврики. При помощи шарниров к крыше кузова крепятся два противосолнечных козырька. Крепление позволяет устанавливать их перед собой или сбоку. Два раздельных сиденья, предназначенных для пассажира и водителя, расположены спереди, а одно сиденье диванного типа – сзади. Механизмы передних сидений дают возможность передвигать их в продольном направлении с целью регулирования расстояния до педалей в зависимости от роста водителя или пассажира, а кроме того наклонять спинки для более удобной посадки. Спинка при необходимости может быть целиком откинута к подушке заднего сиденья, в результате получается место для отдыха лежа. Переднее сиденье наклоняется вперед для прохода пассажиров на заднее сиденье, а при закрытых дверях блокируется от наклона фиксатором, который установлены в пороге пола. Багажник находится в передней части кузова. В нем находятся бачок электрического стеклоомывателя, аккумуляторная батарея, отопитель, питательные бачки сцепления и тормоза. Бачки и отопитель от груза, перевозимого в багажнике, изолирует пластмассовая перегородка. Крышка багажника имеет предохранительный крючок и запирается при опускании автоматически. Отпирание происходит изнутри кузова. Все багажное отделение загерметизировано специальным уплотнителем. Моторный отсек «Запорожца» закрывается капотом, который снабжен замком. Капота открывается при помощи планки, находящейся на стойке боковины кузова, которая доступна при открытой левой двери.

На капоте с левой стороны выполнены продольные щели, служащие для забора воздуха, предназначенного для охлаждения двигателя. В моторном отсеке находится приемная камера с заслонкой, которая дает возможность менять направление воздуха. Запасное колесо установлено с правой стороны от двигателя.

За спинкой заднего сиденья находится топливный бак. Его заливная горловина выведена в моторный отсек в верхний левый угол. Декоративная накладка передка, находящаяся между указателями поворота, хорошо сочетается с ободками фар.

Задний и передний бамперы — хромированные, стальные с пластмассовыми боковинами и резиновыми накладками в средней части.

Кузов с целю защиты от коррозии на заводе подвергается особой обработке — фосфатированию и грунтовке погружением с применением метода электрофореза.

С обеих сторон кузова на основании приварены усилительные пластины, служащие для подъема автомобиля домкратом.

Электрооборудование ЗАЗ-968М и ЗАЗ-968М-005 выполнено по однопроводной схеме с напряжением 12 В. Источники тока отрицательными полюсами соединены с «массой», то есть с кузовом.

Стандартное оборудование «Запорожца» составляют двухщеточный электрический стеклоочиститель, автономный бензиновый отопитель и стеклоомыватель с электрическим приводом.

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.