К вспомогательным цепям относятся: цепь освещения трамвайного вагона, цепь сигнализации, отопления вагона, обогрева места кондуктора и стекол водителя, цепь мотор-компрессора и пр.
Электрическое освещение трамвайного вагона МТВ-82
Обычно трамвайный вагон освещается несколькими группами ламп напряжением 120 В, мощностью 60 Вт, включенных последовательно – по пять ламп в группе.
Пассажирский салон трамвая освещается плафонами, в которых помещено по одной лампе, установленной в патроне «Сван» (ГОСТ 361–57).
Трамвайный вагон МТВ-82 освещается четырьмя группами ламп (рис. 1, а и б) напряжением 120 В, мощностью 60 Вт. В каждую группу освещения включаются последовательно пять таких ламп. Для освещения передних и задних сигнальных фонарей и фар в три группы ламп входят также по две лампы напряжением 26 В, мощностью 15 Вт. Только одна группа освещения маршрутных сигналов не имеет дополнительных низковольтных ламп. Таким образом, на вагоне установлено 20 ламп с цоколем «Сван нормальный» и 6 ламп с цоколем «Сван миньон».
Рис. 1. а. Принципиальная схема вспомогательных цепей трамвайного вагона МТВ-82.
Рис. 1. б. Распределительный щиток трамвайного вагона МТВ-82.
Пассажирский салон трамвая освещается 15 плафонами коробчатого типа с лампами мощностью 60 Вт. Каждая группа ламп освещения и цепь звонка защищены одним трубчатым плавким предохранителем на 6 А и снабжены пакетным выключателем. Электрическая цепь освещения вагона выполнены проводом ПС-1000 сечением 2,5 мм2. Распределительный щиток показан на рис. 1, б.
Освещение моторного и прицепного вагонов КТМ-1 и КТП-1
Схемы освещения трамвайных вагонов КТМ-1 и КТП-1 приведены на рис. 2. На щитке моторного вагона имеется пять пакетных выключателей для групп освещения моторного и прицепного вагонов и для включения печей кабины водителя.
Рис. 2. Принципиальная схема цепи освещения двухвагонного поезда трамвая (КТМ-1 и КТП-1).
Состав групп освещения трамваев:
I группа – задний фонарь и четыре лампы внутреннего освещения;
II группа – второй задний фонарь, маршрутный фонарь, сигнальный фонарь и два плафона внутреннего освещения;
III группа – фара, маршрутный фонарь, сигнальный фонарь и два плафона внутреннего освещения.
Лампы освещения трамвайного вагона установлены с нормальным патроном «Сван», номинальное напряжение ламп – 120 В (на вагонах РВЗ установлены самозакорачивающиеся лампы типа «Метро» в патроне с самозакорачивающпмся устройством), предохранительные пробки – нормального типа. Сеть освещения состоит из провода ПС-1000.
Спецификация проводов к схеме освещения моторного вагона трамвая КТМ-1 с подключением конденсатора К3 для защиты от радиопомех приведена в табл. 1. На более современных вагонах для освещения применяются люминесцентные лампы.
№№ проводов | Начало от какого аппарата | Конец к какому аппарату | Марка провода | Сечение в мм |
---|---|---|---|---|
1 | Выключатель АР-1 | Щиток распределительный | ПС-1000 | 6,0 |
2 | Щиток распределительный | Штепсельное соединение | ПС-1000 | 2,5 |
3 | Щит распределительный | Заземление | ПС-1000 | 2,5 |
4 | Щит распределительный | Плафон II | ПС-1000 | 1,5 |
5 | Плафон II | Плафон IV | ПС-1000 | 1,5 |
6 | Плафон IV | Фонарь габаритный XII | ПС-1000 | 1,5 |
7 | Фонарь габаритный | Фонарь маршрутный XIII | ПС-1000 | 1,5 |
8 | Фонарь маршрутный XVI | Фара XV | ПС-1000 | 1,5 |
9 | Фара XV | Щиток распределительный | ПС-1000 | 1,5 |
10 | Щиток распределительный | Фонарь габаритный | ПС-1000 | 1,5 |
11 | Фонарь габаритный XI | Фонарь маршрутный XIV | ПС-1000 | 1,5 |
12 | Фонарь маршрутный XIV | Плафон VI | ПС-1000 | 1,5 |
13 | Плафон VI | Плафон VIII | ПС-1000 | 1,5 |
14 | Плафон VIII | Фонарь сигнальный IX | ПС-1000 | 1,5 |
15 | Фонарь сигнальный IX | Щиток распределительный | ПС-1000 | 1,5 |
16 | Плафон I | Щиток распределительный | ПС-1000 | 1,5 |
17 | Плафон I | Плафон III | ПС-1000 | 1,5 |
18 | Плафон III | Плафон V | ПС-1000 | 1,5 |
19 | Плафон V | Плафон VII | ПС-1000 | 1,5 |
20 | Плафон VII | Фонарь сигнальный X | ПС-1000 | 1,5 |
21 | Щиток распределительный | Фонарь сигнальный X | ПС-1000 | 1,5 |
22 | Щиток распределительный | Кнопка I | ПС-1000 | 1,5 |
23 | Кнопка I | Звонок II | ПС-1000 | 1,5 |
24 | Отпайка от провода 22 | Кнопка III | ПС-1000 | 1,5 |
25 | Отпайка от провода 22 | Кнопка III | ПС-1000 | 1,5 |
26 | Отпайка от провода 23 | Кнопка II | ПС-1000 | 1,5 |
27 | Отпайка от провода 22 | Кнопка II | ПС-1000 | 1,5 |
28 | Звонок II | Заземление | ПС-1000 | 1,5 |
29 | Штепсельное соединение | Звонок № 1 | ПС-1000 | 1,5 |
30 | Звонок № 1 | Заземление | ПС-1000 | 1,5 |
31 | Фонарь маршрутный XIII | Фонарь маршрутный XVI | ПС-1000 | 1,5 |
32 | Щиток распределительный | Конденсатор мкФ | ПС-1000 | 6,0 |
33 | Конденсатор 0,1 мкФ | Заземление | ПС-1000 | 6,0 |
Отопление трамвайных вагонов МТВ-82
Отопление трамвая представляет собой группу трубчатых электропечей мощностью 0,5 кВт каждая, рассчитанных на напряжение 185 В и включенных по три, последовательно в каждой группе. В кабине водителя поставлены два трубчатых обогревателя мощностью 0,3 кВт каждый, рассчитанные на напряжение 275 В и включенные последовательно.
Схема отопления и цепи мотор-компрессора вагона трамвая МТВ-82 изображена на рис. 3.
Рис. 3. Схема отопления и цепи мотор-компрессора вагона трамвая МТВ-82.
Электрическая звонковая сигнализация трамвая
Электрический звонок трамвайного вагона проведен от кондуктора к водителю одноударного действия. В цепи имеется три кнопки, укрепленные вдоль стены вагона: у места кондуктора, в середине вагона и у входных дверей. Звонок состоит из электромагнитного контактора с катушкой № 4239 или реостата. Схема сигнализации изображена на рис. 4. Схема тонального фонического сигнала изображена на рис. 5.
Рис. 4. Электрическая схема звонковой сигнализации трамвайного вагона: 1 – кнопки; 2 – звонок в кабине водителя; 3 – реостат; 4 – выключатель; 5 – предохранитель; 6 – звонок кондуктора; 7 – междувагонное соединение.
Рис. 5. Схема тонального сигнала трамвайного вагона: 1 – выключатель; 2 – предохранитель; 3 – конденсатор 2 мкФ, 1500 В; 4 – звуковой сигнал; 5 – кнопка.
Отопление трамвайных вагонов КТМ-1
Салон вагона трамвая не отапливается. В кабине водителя установлены две электропечи (рис. 6), включенные между собой параллельно. Питаются они через выключатель № 5 распределительного щитка.
Рис. 6. Схема отопления и обогрева кабины и стекла у водителя в трамвайном вагоне КТМ-1: 1 – электропечи; 2 – выключатель; 3 – стеклообогреватель; 4 – от автомата и выключателя компрессора.
Мощность каждой печи – 500 Вт, напряжение 500 В.
Стеклообогреватели соединены между собой последовательно и также питаются через выключатель № 5. Мощность каждого стеклообогревателя 220 Вт, напряжение 275 В.
Характеристика аппаратуры для трамвайного четырехосного вагона типа МТВ-82 с двигателями ДК-255А и контроллером МТ-22 (согласно прейскуранту № 07–03 на электротяговое электрическое оборудование) приведена в табл. 2.
Наименование изделий | Тип | Количество на вагон | Основные технические данные и краткая характеристика | Вес нетто 1 шт. в кг |
---|---|---|---|---|
Контроллер | МТ-22 | 1 | Контроллер предназначен для управления вагоном. Имеет два барабана: главный на 12 позиций и реверсивный на 7 позиций. Рукоятки главного и реверсивного барабанов механически сблокированы. Количество контакторных элементов – 13, число пальцев реверсивного барабана – 14, напряжение 550 В, длительный ток – 100 А | 160 |
Выключатель автоматический | АВ-1Б-1 | 1 | Автоматический выключатель служит для защиты от перегрузок; включается вручную; пределы регулирования 350–1000, напряжение – 550 В, длительный ток – 240 А | 10,0 |
Выключатель цепи мотор-компрессора | ВУ-220А-4 | 2 | Однополюсный выключатель, смонтирован в корпусе из пластмассы; имеет дугогасительное устройство; напряжение – 550 В, длительный ток – 10 А | 0,6 |
Регулятор давления | АК-5А-1 | Регулятор предназначен для автоматического включения и выключения мотор-компрессора в зависимости от давления воздуха в резервуарах, контакты имеют дугогасительное устройство; пределы регулирования – от 5 до 6,5; напряжение – 500 В, длительный ток 9 А | 8,7 | |
Щиток распределительный | РЩ-38Л | 1 | На панели, снабженной защитным кожухом, установлено 9 пакетных поворотных выключателей, 7 предохранителей трубчатого типа и конденсатор защиты радиоприема; напряжение – 550 В | 20,8 |
Пусковые сопротивления | КФ-6В-4 | 1 комплект | Комплект состоит из 3 ящиков; в каждом ящике установлено 6 элементов сопротивления КФ; ящики стоят на изоляторах | 126 |
Радиореактор | ИК-10 | 1 | Две индуктивные катушки для защиты от радиопомех, напряжение – 550 в, длительный ток – 120 А | 58,5 |
Характеристика аппаратуры для трамвайного двухосного вагона типа КТМ-1 с двигателями ДК-254А и контроллером МТ-22 (согласно прейскуранту № 07–03 на электротяговое оборудование) приводится в табл. 3.
Наименование изделий | Тип | Количество на вагон | Основные технические данные и краткая характеристика | Вес нетто 1 шт. в кг |
---|---|---|---|---|
Контроллер | МТ-22 | 1 | Контроллер предназначен для управления вагоном. Имеет два барабана: главный на 12 позиций и реверсивный на 7 позиций. Рукоятка главного и реверсивного барабанов механически сблокированы: число контактных элементов – 13; количество пальцев реверсивного барабана – 14: напряжение – 550 В, длительный ток – 100 А | 160 |
Выключатель автоматический | АВ-1Б-2 | 1 | Автоматический выключатель, служит для защиты от перегрузок; включается вручную; пределы регулирования 200–600 А; напряжение – 550 В, длительный ток – 140 А | 10 |
Регулятор давления | АК-5А-1 | 1 | Предназначен для автоматического включения и выключения мотор-компрессора в зависимости от давления воздуха в резервуаре; контакты снабжены дугогасительным устройством; пределы регулирования – от 5 до 6,5 атм; напряжение – 550 в, длительный ток – 9 А | 8,7 |
Сопротивление пусковое | КФ-ЗВ | 1 | Комплект состоит из 2 ящиков. В каждом ящике установлено по 6 элементов сопротивления КФ; ящики устанавливаются на изоляторах под вагоном | 94 |
Радиореактор | ИК-10 | 1 | Две индуктивные катушки для защиты от радиопомех; напряжение – 550 В, длительный ток 120 А | 58,5 |
Сопротивление демпферное | ШС-60А | 1 | Щиток с одной трубкой типа СР | 4,3 |