Амортизационные отчисления на восстановление аккумуляторной батареи могут быть определены по формуле:
L — запас хода электромобиля, км;
ца. б — стоимость аккумуляторной батареи на запасаемый кВт·ч, руб/кВт·ч;
T — срок службы, циклы;
QУд — потребная емкость аккумуляторной батареи на 1 км пробега, кВт·ч/км.
Рис. 2. Зависимость срока службы батареи от степени разряда: 1 — срок службы не зависит от степени разряда; 2 — при условии TLсс = const; 3 — примерная действительная зависимость срока службы от степени разряда.
Трудности представляет определение срока службы аккумуляторной батареи. Номинальный срок службы батареи Tном определяется количеством циклов заряд — разряд при условии, что она каждый раз разряжается до определенной величины (около 20% ее емкости). Этот разряд соответствует в нашем случае пробегу электромобиля, равному запасу хода. При меньшем пробеге батарея разряжается на меньшую величину. Зависимость между количеством возможных циклов и степенью разряда еще не установлена. На рис. 2 сделана попытка примерно изобразить эту зависимость.
Если бы срок службы батареи не зависел от глубины разряда, то он был бы всегда постоянным и соответствовал на рис. 2 прямой 1. В действительности, если батарея разряжается не глубоко, то число возможных циклов увеличивается по сравнению с номинальным сроком службы. Однако происходит это увеличение в меньшей степени, чем происходит уменьшение степени разряда (в нашем случае — пробега электромобиля). Если бы срок службы батареи определялся при условии T Lсс = const, то увеличение срока службы определялось по кривой 2 на рис. 2. В действительности срок службы батареи лежит в области, которая, заштрихована, между линиями 1 и 2, и в зависимости от типа разрядов и зарядов ближе или дальше от той или другой границы. Примерно срок службы будет определяться по кривой 3.
Рис. 3. Зависимость амортизационных отчислении по батарее от суточного пробега: 1 — срок службы батареи не зависит от степени разряда; 2 — при соблюдении условия T Lсс = const; 3 — примерная действительная зависимость; 4 — амортизационные отчисления при применении сменных батарей.
Таким образом, точное определение зависимости амортизационных отчислений по батарее от среднесуточного пробега пока что невозможно. На рис. 3 сделана попытка примерно изобразить эту зависимость. Кривая 1 на этом рисунке соответствует случаю, если бы срок службы батареи не зависел от степени разряда (соответствует прямой 1 на рис. 2). Прямая 2 (см. рис. 3) соответствует случаю, если бы имело место условие T Lсс = const. В действительности амортизационные отчисления по батарее лежат в области, которая заштрихована, между линиями 1 и 2 (см. рис. 3). Примерно зависимость амортизационных отчислений по батарее от среднесуточного пробега может характеризоваться кривой 3. Как по характеру кривой 3 видно, использовать электромобили с большим запасом хода на работах, где не требуется такого запаса хода, нецелесообразно. На таких работах необходимо применять электромобили, на которых аккумуляторная батарея должна быть уменьшена по размерам. Эффективность таких мероприятий явно следует из сравнения амортизационных отчислений по аккумуляторной батарее для электромобиля со сменными наборами батареи (ломаная линия 4 на рис. 3) и амортизационных отчислений по аккумуляторной батарее для электромобиля без набора сменных батарей (кривая 3 на рис. 3).
Таким образом, если по условиям эксплуатации суточный пробег электромобиля гораздо меньше его запаса хода, то в этих условиях эффективность использования электромобиля уменьшается; для устранения этого необходимо в таких случаях применять сменные аккумуляторные батареи меньшей емкости, как это имеет место в практике использования электромобилей в Англии.
Бот для кандидатов как боты.