Строение трамвайных и железнодорожных рельсов и их характеристики

Строение трамвайных и железнодорожных рельсов и их характеристики

Трамвайные рельсы являются основной частью путевого хозяйства, так как воспринимают давление от колес вагонов подвижного состава трамвая непосредственно.

К трамвайному рельсу предъявляются различные, иногда противоречивые требования. Так мощность и прочность рельса, необходимые для сопротивления динамической нагрузке и другим силам от движения поездов и в целях безопасности движения, противоречат экономическим соображениям, где профиль желательно иметь минимального сечения, так как каждый лишний килограмм веса на погонный метр рельса составляет тысячи тонн расхода металла в год. Твердость трамвайного рельса, необходимая для предохранения его от истирания под колесами подвижного состава, противоречит требованию мягкости и эластичности, что необходимо во избежание разрыва от ударных действий колес подвижного состава.

Рельсы для трамвайных путей отличаются от железнодорожных по профилю. Это объясняется специальными условиями работы трамвайных путей.

В настоящее время как трамвайные, так и железнодорожные рельсы изготовляются из мартеновской, бессемеровской или томассовской стали.

Характеристика рельсов

В путевом хозяйстве применяются рельсы двух основных типов – желобчатые и нормальные железнодорожные. Каждый рельс состоит из головки, шейки и подошвы, причем в рельсах трамвайного типа головка состоит из большого яблока и малого яблока, или губки. Основные размеры, характеризующие всякие рельсы:

1. Высота рельса – H;
2. Ширина подошвы – B;
3. Ширина головки – b;
4. Высота головки – g;
5. Толщина шейки – d;
6. Площадь поперечного сечения – F;
7. Вес 1 пог. м трамвайного рельса – p;
8. Момент инерции относительно нейтральной оси – Iх;
9. Момент сопротивления рельса (по верхнему волокну): Iх/Z2 = Wх;
Рельсы трамвайного типа характеризуются еще и следующими данными:
10. Ширина желоба – b1;
11. Глубина желоба – g1;
12. Толщина малого яблока – b2;
13. Превышение малого яблока (губки) над большим (головкой) – h.

Характеристика стандартных рельсов приведена в табл. 1.

Таблица 1 — Характеристика стандартных трамвайных и железнодорожных рельсов
Типы рельсовH в ммB в ммb в ммg в ммd в ммF в см2p в кгIx в см4Wx в см3b1 в ммg1 в ммb2 в ммh в мм
Трамвайные высокие для прямых Тв-6018018058301276,7260,143549,61387,90354014-4
Трамвайные высокие для кривых Тв-6518018058301282,5564,803834,99395,55353823+5
Трамвайные низкие для прямых Тн-5516016058301270,5655,392416,89289,79354014-4
Трамвайные низкие для кривых Тн-6016016058301276,3959,972616,99296,71353823+5
Железнодорожные Р-50152132703315,564,550,502016,0248,4
Железнодорожные Р-4314011470331455,6443,5671476,1209,7
Железнодорожные Р-3813511468301349,0638,4161222,5182,0
Железнодорожные Р-3312811060281242,7633,48968,0146,9

В табл. 2 дана характеристика рельсов трамвайного типа, выпускавшихся до 1949 г.

Таблица 2 — Характеристика рельсов трамвайного типа, выпускавшихся до 1949 г.
Типы рельсовH в ммB в ммb в ммd в ммp в кгIx в см4Wx в см3b1 в ммg1 в ммb2 в ммh в мм
Трамвайные объединенного типа То-55 (для прямых)180170581255,173228345323817-4
То-61 (для кривых)180170581260,6535433553735,826+5
Трамвайные низкого типа для мостов Тм-52 (для прямых)140150651351,561646221353816-2
Тм-56 (для кривых)140150651356,281809229353826+5

На рис. 1 показаны поперечные профили некоторых стандартных рельсов.

Поперечные профили стандартных трамвайных и железнодорожных рельсов

Рис. 1. Поперечные профили стандартных трамвайных и железнодорожных рельсов.

Закладка Постоянная ссылка.