В трамвайных путях срок службы рельсов представляет собой функцию их износа, который в свою очередь зависит нескольких факторов. Основные из них следующие:
а) качество рельсовой стали;
б) грузонапряженность данного участка пути;
в) расположение участка в плане;
г) продольный профиль участка;
д) условия содержания пути;
е) условия содержания ходовых частей вагонов подвижного состава;
ж) конструкция пути и подвижного состава;
з) скорость движения и качество вождения поездов.
Все факторы, ввиду сложности их влияния, учесть невозможно. Поэтому для определения срока службы трамвайных рельсов пользуются нормами, позволяющими с достаточной точностью определить этот срок.
Утвержденных норм срока службы трамвайных рельсов в пути пока нет. Их можно вывести с учетом следующих факторов:
а) сорта рельсовой стали (бессемеровской или мартеновской, углеродистой, среднемарганцевистой, высокоуглеродистой);
б) грузонапряженности данного участка в млн. т пропущенной нагрузки;
в) расположения путей в плане (прямые или кривые разных радиусов).
Остальные факторы большей частью не учитываются, хотя и могут вызвать некоторое отклонение от принятых норм.
Срок службы трамвайных рельсов для каждого участка трамвайной сети, или средний для всей сети (в годах) определяется по следующей формуле:
где: B – грузонапряженность в миллионах тонн нагрузки, которая пропускается за год в среднем;
α – средняя интенсивность износа в мм2 на 1 миллион тонн, пропущенной нагрузки для данного сорта стали и соответствующего расположения трамвайных путей;
ω – полезная площадь головки рельса, которая определена в соответствии с допускаемым износом головки, в мм2.