Требования, предъявляемые к стрелочным переводам и пересечениям
Стрелочные переводы предназначены для соединения двух трамвайных путей, которые сходятся в один, либо для разветвления одного пути на два. Такой перевод называется одиночным стрелочным переводом.
Для пересечения 2-х трамвайных путей без взаимного их соединения служит специальная путевая часть, называемая пересечением
При разветвлении двухпутной трамвайной линии два стрелочных перевода укладываются вместе с одним пересечением, такой простейший узел называется двухколейным ответвлением.
Глухое пересечение (без стрелочных переводов) применяется в том случае, если не требуется взаимного соединения двух пересекающихся путей.
В состав стрелочного перевода входят два остряка, стрелка, крестовина и соединительные (комплектные) рельсы.
Требования, которые предъявляются к стрелочному переводу трамвайных путей:
1. Стрелка должна без ударов и толчков плавно пропускать трамвайные поезда по направлению прямого пути, а также на ответвление в зависимости от того, как установлено перо стрелки (противошерстное движение). Стрелка при обратном (пошерстном) движении должна пропускать трамвайные поезда беспрепятственно при любом положении ее отдельных частей.
2. Необходимо, чтобы крепление отдельных частей стрелки обеспечивало надежный и легкий перевод стрелочного пера, так как от этого зависят безопасность движения подвижного состава трамвая и плавность хода.
3. Необходимо, чтобы механизмы стрелки предохранялись от попадания воды. С этой целью предусматривается водоотвод.
4. Нужно, чтобы пересечения и крестовины обеспечивали плавность прохода поездов трамвая без ударов и толчков в пересечениях рельсовых ниток.
Классификация стрелочных пересечений и переводов
1. Стрелочные переводы, а также пересечения подразделяются на: железнодорожные, трамвайные, а также служащее для совмещенного движения, т. е. для пропуска трамвайных и железнодорожных товарных вагонов.
2. В зависимости от типа рельсов стрелочные переводы и пересечения разделяются на переводы и пересечения из рельсов трамвайного типа и железнодорожного.
3. В зависимости от изготовления стрелочные переводы и крестовины могут быть литыми и сборными.
Стрелочные переводы применяются криволинейного очертания, а на разъездах, тупиках и других местах – стрелочные переводы с прямой крестовиной марок 1:4 и 1:6.
В спецчастях возможны радиусы кривых 20, 30 и 50 м. Промежуточные величины радиусов применяются лишь для сопрягающих кривых при устройстве перевода из стрелки и крестовины разных радиусов.
Глухие пересечения бывают большей частью прямолинейными под углом от 90 до 45°.
Литые стрелки трамвайных путей
Литые стрелки изготовляются из марганцовистой стали следующего химического состава:
марганца от 10,0 до 15,5%;
углерода от 0,8 до 1,5%;
фосфора не больше 0,05%;
серы не больше 0,05%;
кремния от 0,30 до 0,75%.
Такая сталь обладает временным сопротивлением не менее 100 кг/мм2, относительным удлинением – около 40%.
Каждая стрелка трамвайного пути состоит из двух самостоятельных отливок, причем стрелки бывают с подвижными и глухими перьями. Каждая отливка стрелки с подвижным пером состоит из отливки коробчатого сечения и пера.
Общий вид литой стрелки показан на рис. 1.
Рис. 1. Трамвайная стрелка литой конструкции.
Перья литых стрелок трамвайного пути изготовляются трапециевидного сечения, но применялись перья и Т-образного сечения. Т-образное сечение пера имеет тот недостаток, что в скошенных углублениях рельса и контррельса скопляется грязь, которую трудно вычистить. Поэтому в настоящее время в основном применяется стрелка с трапециевидным сечением пера. Для предохранения пера стрелки от прогиба, вызываемого горизонтальным давлением подвижного состава трамвая, устанавливаются сухари (упоры), поддерживающие перо стрелки.
В начале стрелки и в раструбе сечение стрелочного тела соответствует нормальному трамвайному рельсу.
Пята пера крепится боковой корневой закладкой (рис. 2, а) или корневой закладкой, прижимающей перо сверху (рис. 2, б).
Рис. 2. Конструкция корневого крепления пера трамвайной стрелки.
Стрелочный замыкатель трамвайного пути, состоящий из рычага постоянной длины или вилки, рычага переменной длины с пружиной тяги или поводка, показан на рис. 3.
Рис. 3. Стрелочный замыкатель трамвайных путей.
В зависимости от установки замыкателя перо может быть постоянно прижато к трамвайному рельсу (контррельсу) или свободно переводиться на прямое направление и ответвление.
Этот замыкатель при постановке упора в среднее гнездо на стенке коробки после перевода стрелки прижимает перо в правом или в левом направлении, не позволяя ему становиться в разрез. При установке упора в одно из крайних гнезд замыкатель отжимает перо к рамному рельсу или контррельсу.
Оба подвижных пера соединяются переводной тягой.
Тяга состоит из двух раздельных половин, концы которых соединены регулирующей муфтой (рис. 4).
Рис. 4. Стрелочная тяга, устанавливаемая на трамвайном пути, и крепление ее к перу.
Нарезка муфты и тяги (правая и левая) устроены таким образом, что при вращении муфты перья будут соответственно сближаться или расходиться до тех пор, пока не получится плотное прилегание каждого пера к рамному рельсу или контррельсу.
Литые крестовины и пересечения трамвайных путей
Крестовина представляем собой конструкцию, служащую для пересечения одного трамвайного рельса с другим, а одно пересечение состоит из четырех крестовин.
Литые крестовины отливаются одним куском и имеют в средней своей части, в разрезе, коробчатую форму. Концы крестовин (называемые хвостами) имеют форму нормальных рельсов, что допускает устройство сборных стыков при помощи накладок. Общий вид литой крестовины трамвайного пути показан на рис. 5.
Рис. 5. Литая крестовина трамвайного пути.
Длина хвостов одиночных крестовин и наружных хвостов пересечений обычно принимается равной 1,5 м.
Основное отличие трамвайных крестовин от железнодорожных заключается в устройстве в них мелкого желоба (наката), который делается для смягчения удара при проходе подвижного состава.
Накат устраивается на длине 700–800 мм от математического центра крестовины (точки пересечения двух рабочих кантов рельсов) в обе стороны и обеспечивает плавный вход и сход колеса. В средней части глубина желоба делается 11 – 13 мм и постепенно уменьшается до нормальной.
Сборные стрелки
Сборные стрелки изготовляются из обыкновенных прокатных рельсов трамвайного или железнодорожного типа путем соединения отдельных простроганных частей болтами при помощи чугунных или стальных отливок-вкладышей, или сваркой (рис. 6).
Рис. 6. Схема сборной стрелки: 1 – рамный рельс; 2 – правая стрелка; 3 – острие пера; 4 – левая стрелка; 5 – малая коробка; 6 – раствор; 7 – вставка (хвост); 8 – контррельс; 9 – пята пера; 10 – большая коробка; 11 – тяга.
Конструкция пера, стрелочной тяги и замыкателей – та же, что и в литых стрелках.
Сборные стрелки целесообразно применять только на линиях с небольшим движением, в парках и на загородных линиях – на особом полотне.
Поверхность головок рельсов в сборных стрелках рекомендуется подвергать закалке или наплавлять твердыми сплавами в целях удлинения сроков их службы.
Сборные крестовины и пересечения
Сборные крестовины (рис. 7) изготовляются целиком из прокатных рельсов или средняя часть ее делается вставной из литой стали.
Рис. 7. Сборная крестовина трамвайного пути.
Для обеспечения плавного прохода трамвайных вагонов в сборных крестовинах, так же, как и в литых, устраивается наплавкой повышенный желоб (накат), разгоняемый на возможно большую длину (700–800 мм от математического центра крестовины).
Сборные крестовины и пересечения трамвайного пути, как и стрелки, изготовляются путем прострагивания прокатных рельсов и соединения их при помощи чугунных и стальных вкладышей и болтов либо термитной или электросваркой.
Допуски при изготовлении стрелок и крестовин
Отступления от геометрических размеров конструктивных чертежей и эпюр стрелок крестовин и пересечений допускаются в определенных пределах согласно табл. 1.
Наименование элементов | Допуски в размерах | |
---|---|---|
стрелок в мм | крестовин и пересечений в мм | |
Общая длина | ±5 | ±5 |
Величина раствора | ±2 | ±2 |
Ширина желоба | +2 | +2 |
Глубина желоба | +2 | +3 -2 |
Сечения подвижного пера | +3 -1 | – |
Длина прилегания пера к телу стрелки | -50 | – |
Расположение и размер отверстий | +3 -2 | +3 -2 |
Толщина шейки отливки | +5 -2 | +5 -2 |
Величина зазора между подошвой пера и телом стрелки | +1 | – |
Длина хвостов крестовин | – | +3 |
Длина диагоналей пересечения из четырех крестовин | – | ±0.1% |
Ширина колеи пересечения | – | +2 -0 |
Расстояние между центрами крестовин в пересечении | – | ±3 |