Количество масла, потребное для двигателя, зависит в значительной мере от таких условий, которые невозможно предусмотрев и учесть заранее, например, от качества масла или от трудности дороги. Можно поэтому дать лишь некоторые общие указания, которых может придерживаться начинающий до тех пор, пока у него не выработается собственный опыт.
В общем, при смазке двигателя надлежит руководствоваться следующими правилами.
При смазке разбрызгиванием, конечно, на дне картера должен постоянно быть некоторый постоянный запас масла. Уровень этого масла должен стоять на такой высоте, чтобы маховики, вращаясь, задевали его краями. Для образования такой масляной ванны на дне картера требуется после смены масла влить в картер такое же количество свежего масла, какое было выпущено. По мере работы двигателя этот запас постепенно расходуется; значит, его надо пополнять. Для этой цели и служат, как мы видели, масляные насосы.
Насос, в случае надобности, регулируется согласно заводским инструкциям.
Новый двигатель следует смазывать первое время несколько обильнее.
Признаком достаточной смазки служит легкий голубоватый дымок, выходящий из трубы глушителя при работе двигателя.
Признаком недостаточной смазки является чрезмерное перегревание цилиндров, падение мощности и появление стука в двигателе.
Признаком чрезмерной смазки служит густой, белый дым, вырывающийся клубами из глушителя.
Кроме того, при слишком обильной смазке часто замасливаются свечи, а камера сгорания и поршни скорее покрываются нагаром.
Все же слишком обильная смазка предпочтительнее, чем недостаточная; первая может вызвать только временные и легко устранимые нарушения в работе двигателя, тогда как недостаток масла влечет за собой серьезную порчу машины.
Сделав на новой машине около 500—600 км, надо выпустить из картера старое масло и заменить его свежим. Для этой цели в дне картера имеются специальные пробки. Спускать масло надо, когда двигатель нагрет.
При циркуляционной смазке смене подлежит все масло в баке. В дальнейшем эту операцию надо повторять приблизительно через каждые 1000 — 1500 км, даже в том случае, если количество масла в баке кажется достаточным. Надо иметь в виду, что в процессе работы масло разжижается, и качество его с течением времени ухудшается, что и вызывает необходимость смены масла.
Для проверки уровня масла в баках мотоциклов "Индиан". Харлей-Давидсон, М-72 и AM 600 имеются специальные маслоуказатели в виде стержней, погруженных в масло. Уровень масла у мотоцикла AM-600 должен быть не ниже метки "2" на маслоуказателе и не выше метки "1". У мотоциклов Велосетт, Матчлес и другие у которых маслобачок вынесен о дельно от двигателя, бак наполняется до уровня 25—30 мм от верхнего края горловины пробки бака. Доливать бак необходимо, если маслоуказатель покрыт менее чем на 1/3.
Надо, кроме того иметь в виду, что при циркуляционной смазке масло в начале работы двигателя вытекает из подшипников слабо и забрызгивается на стенки цилиндра в недостаточном количестве. Поэтому не следует в первые 2—3 минуты после пуска в ход холодного двигателя давать ему большое число оборотов во избежание усиленного износа цилиндра.
Если имеются признаки недостаточной или избыточной смазки, то подачу масла в двигатель надо отрегулировать. Зная схему смазки данного мотоцикла, это нетрудно выполнить сознательно. Обратимся, например, к схеме АМ-600. Из нее видно, что игла определяет общее количество масла, поступающего к насосу, а следовательно и его подачу. Если надо увеличить подачу насоса, то иглу, очевидно, надо отвернуть; для уменьшения подачи иглу, наоборот, завертывают. Редукционный клапан, помещенный после насоса, очевидно, не может оказывать влияния на подачу самого насоса. Он регулирует только давление масла в магистрали, указываемое манометром. Как уже было сказано, это давление, по заводской инструкции, не должно превышать 1 ат при горячем двигателе, что и регулируется винтом 7, увеличивающим или уменьшающим силу пружины клапана. Если давление в магистрали будет ненормально высоко, откроется перепускной клапан 8, и масло пойдет уже не в двигатель, а обратно в резервуар. Игольчатым винтом 10 регулируется количество масла, подаваемого на цепь. Во избежание большого расхода масла здесь должна быть установлена минимальная подача. При данном числе оборотов насос будет нагнетать в магистраль всегда одно и то же количество масла. Но количество его, поступающее в двигатель, может быть изменяемо посредством конического винта 6. Из схемы понятно, что завертывание этого винта уменьшит количество масла, входящего в сверления коленчатого вала. При этом избыток масла, подаваемого насосом, будет уходить через перепускной клапан в картер двигателя. Таким же образом регулируется поступление масла в двигатель Л-8. У большинства же современных мотоциклов подача масла регулируется водителем, а производительность насоса и давление устанавливаются на заводе.