К системе вентиляции и отопления относятся воздушные входы с наружной стороны кузова, вентиляторы, нагреватель, воздуховоды, заканчивающиеся соплами, наружные выходы из кузова или выходы в замкнутый контур, а также механизм управления направлением и температурой потока воздуха. Система вентиляции и отопления дополняется специальными элементами, служащими для проветривания кузова. Проветривание путем открытия окон не является вентиляцией. Эти два понятия очень часто ошибочно отождествляются.
Проветривание кузова
Проветриванием называется свободная циркуляция воздуха, определяемая естественной разницей давлений, вызванной обтеканием кузова струями воздуха. Поступающий при этом внутрь кузова воздух позволяет освежить воздух в кузове, устранить загрязнения, например табачный дым, и изменить температуру внутри кузова.
Забор воздуха для проветривания осуществляется с тех поверхностей кузова, на которых давление избыточное, а вывод воздуха производится из зон пониженного давления.
Вентиляция и обогрев кузова
Вопросы вентиляции и отопления подобно вопросам запирания кузовов представляют собой специальную проблему, не являющуюся предметом проектирования. Роль конструктора и изготовителя кузова ограничивается установлением атмосферных условий внутри кузова, проектированием входов и выходов потоков воздуха, размещением отопителя определенного типа и устройством воздуховодов.
Параметры атмосферы помещения кузова известны из многочисленных исследований и испытаний (рис. 1). Хотя их деление на зоны условно, частично эти параметры приняты практикой и отражены в нормах как значения, соответствующие среднему человеческому организму.
Рис. 1. Физические параметры помещения кузова автомобиля.
Внешние входы и выходы воздуха размещают с учетом принципов аэродинамики. Размещая выходы воздуховодов в кузове, следует учитывать распределение температур (рис. 2). Потоки воздуха должны быть направлены так, чтобы тепло распределялось соответствующим образом, а именно наиболее высокая температура воздуха должна быть в зоне возле ступней и наиболее низкая — возле головы водителя и пассажиров. При действующем отоплении для такого распределения тепла требуется подача дополнительных холодных струй воздуха.
Рис. 2. Распределение температур по поперечному сечению кузова автобуса.
В результате соотношения числа сопел холодного и теплого воздуха должно быть 1:2. Причем должна быть предусмотрена индивидуальная регулировка холодного воздуха как по направлению (легче всего с использованием шарового шарнира), так и по подаче. Подача теплого воздуха должна регулироваться от 0 до 100%.
Все части: 1 | 2