Обогреватель обычно представляет собой маленький радиатор, в котором циркулирует горячая вода из охлаждающей системы двигателя «Москвича» 401-420. Радиатор помещается в кузове автомобиля. Через сердцевину радиатора прогоняется воздух при помощи маленького вентилятора, вращаемого электродвигателем. Нагретый в радиаторе воздух обогревает кузов (рис. 1).
При более сложном устройстве обогревателя холодный воздух, поступающий в радиатор «Москвича», подается снаружи через специально проделанный сбоку люк или из-под облицовки радиатора по трубопроводам (шлангам) с внутренним сечением 60—65 мм (рис. 2). Далее воздух через отверстия в передней стенке поступает в радиатор отопления. Если в обогреватель подается наружный воздух, вентилятор можно не ставить, так как напора встречного потока воздуха, проходящего через радиатор, вполне достаточно для обогрева.
Рис. 1. Схема присоединения отопления кузова к системе охлаждения двигателя в автомобиле Москвич 401-420.
Рис. 2. Шланг подвода воздуха к отопителю из-под облицовки радиатора в автомобиле Москвич 401-420: 1 — отопитель кузова; 2 — шланг подвода воздуха; 3 — облицовка радиатора: 4 — дополнительный бачок для бензина.
В теплое время года циркуляция воды через радиатор отопителя автомобиля прекращается путем перекрытия специального крана, а входящий внутрь кузова свежий воздух используется для вентиляции.
Обогреватель укрепляется или впереди на полу кузова или с внутренней стороны передней стенки кузова. При помощи гибких ризино-тканевых шлангов патрубка и штуцеров верхний бачок радиатора отопителя соединяется с водяной рубашкой головки блока цилиндров, а нижний бачок радиатора — с входным патрубком водяного насоса (рис. 3).
Резьбовые отверстия для штуцеров шлангов обогревателя можно сверлить только в определенных местах. В головке блока цилиндров центр сверления должен располагаться на расстоянии 47 мм (рис. 4) от оси отверстия под средний болт крепления головки (с левой стороны). На этом расстоянии отверстие можно сверлить как впереди (по ходу автомобиля), так и позади среднего болта. От плоскости разъема головки блока цилиндров отверстия должны располагаться на расстоянии 18 мм.
Рис. 3. Присоединение гибких шлангов отопителя к системе охлаждения в автомобиле Москвич 401-420.
При наличии угловой дрели отверстие в головке блока для штуцера шланга отопителя можно просверлить без снятия головки с двигателя.
Для сверления отверстия во входном патрубке водяного насоса требуется снять насос с двигателя автомобиля и частично разобрать его. Сверлить отверстие в патрубке насоса надо осторожно, чтобы не повредить прилив, имеющийся в глубине насоса.
Шланги для подвода горячей воды к отопителю и отвода холодной надо располагать и укреплять так, чтобы обеспечить полный выход воды из системы отопления при сливе воды из охлаждающей системы двигателя через сливной краник.
Вентиль для выключения обогревателя и для регулирования степени нагрева кузова автомобиля можно устанавливать в любом месте магистрали между головкой блока и верхним бачком радиатора отопителя.
Рис. 4. Место сверления в головке блока для присоединения шланга отопителя в автомобиле Москвич 401-420.
Желательно вентиль или привод к нему смонтировать так, чтобы можно было регулировать степень нагрева кузова с места водителя.
Кран должен быть изготовлен из латуни. Применять в качестве вентиля обычный водопроводный кран нельзя, так как он непригоден для горячей воды.
Насос многоступенчатый горизонтальный: лучших многоступенчатых насосов nasosonline.ru.