Ступицы задних колес автомобиля «Москвич» 401-420 устанавливаются на конусных концах полуосей и крепятся при помощи шпонки и гайки.
При ремонтных работах или контроле состояния тормозных механизмов колес может возникнуть необходимость снять ступицы задних колес автомобиля с тормозными барабанами. Но даже расшплинтовав и отвернув гайку на конце полуоси, снять ступицу иногда не удается, так как она плотно сидит на шпонке и конусе.
В этом случае сдвинуть ступицу с посадочных мест без риска повредить сопряженные детали можно только с помощью специального съемника.
Конструкция съемника «Москвича» несложна, он может быть изготовлен в любой мастерской, располагающей токарным станком. Состоит съемник из четырех выточенных на станке деталей: корпуса 3 (см. рисунок), винта 4, колпачка 1 и шайбы 2. Колпачок, имеющий внутреннюю нарезку, с помощью ключа завертывается на полуось, пока не коснется дна колпачка ее торец. Шайба надевается на хвостовик колпачка. Затем корпус съемника с частично ввернутым в него винтом навертывается до упора на выступающую часть ступицы по резьбе, которая для этой цели нарезана на ступице. Завертывать корпус можно при помощи стального воротка (трубы), наружный диаметр которого несколько меньше отверстий, просверленных для этого на боковой поверхности корпуса съемника.
Затем с помощью этого же стального воротка винт ввертывается внутрь корпуса до упора, т. е. пока передний торец винта с усилием нажмет на шайбу и колпачок съемника, завернутый на торец полуоси.
Таким образом, при упоре торца винта съемника через колпачок в полуось и продолжающемся поворачивании винта происходит смешение назад корпуса съемника, завернутого на выступ ступицы, вследствие чего ступица снимается с полуоси.
Когда повернуть винт больше невозможно, а ступица все же не снимается, рекомендуется, не ослабляя усилий на воротке, с силой ударить молотком по внешнему торцу винта съемника. Последующая посадка на место и крепление ступицы заднего колеса производятся путем затяжки гайки полуоси.
Съемник ступицы заднего колеса автомобиля Москвич 401-420: 1 — колпачок; 2 — шайба; 3 — корпус, 4 — винт; 5 — вороток.
Схема работы системы мониторинга транспорта.