При движении автомобиля важное значение имеет эффективность сцепления его ведущих колес с дорогой. При недостаточном сцеплении ведущего колеса с полотном пути оно начинает "буксовать", т. е. вращаться на месте, а автомобиль останется неподвижным. Это явление наблюдается в том случае, когда усилие на окружности колеса равно силе сцепления его с дорогой, т. е. при Pd = Pсц. Условием качения колеса без буксования является, следовательно, неравенство:
Поэтому величина силы сцепления колеса с дорогой приобретает особо важное значение с точки зрения надежности движения автомобиля без буксования.
Под силой сцепления понимается сила, противодействующая скольжению колеса относительно дороги, т. е. сила трения скольжения, возникающая между шиной колеса и полотном пути. Величина силы сцепления зависит от давления колеса на дорогу и коэффициента сцепления шины с дорогой. Для ведущих колес автомобиля общее выражение силы сцепления имеет следующий вид:
Где φ — коэффициент сцепления.
Величина коэффициента сцепления зависит от следующих факторов: 1) типа и состояния дороги; 2) конструкции и состояния шины; 3) давления в камере шины. Мокрая скользкая дорога и гладкий протектор сильно накачанной шины дают наименьшее значение коэффициента сцепления; сухая дорога, рифленый протектор и слабо накачанная шина — максимальное значение этого коэффициента.
Практически коэффициент сцепления можно определить следующим образом: грузовой автомобиль на горизонтальном участке буксирует груженый прицеп, причем все колеса прицепа заторможены и между прицепом и автомобилем включен динамометр. Показания динамометра при буксировке прицепа дают силу сцепления. Разделив эту силу на полный вес прицепа, можно получить значение коэффициента сцепления. Такое определение можно производить на разных дорогах с различными покрышками и разными давлениями в них.
Все части: 1 | 2