Расположение трамвайных путей на городских улицах
Положение трамвайных путей в плане улиц зависит от разных факторов, главными из которых являются: ширина и характер застройки улицы, ширина проезжей части, наличие бульвара, местонахождение крупных подземных трубопроводов.
На улицах старых городов, где подземные сети укладывали без плана и увязки с городским хозяйством в целом, расположение их часто затрудняет устройство и эксплуатацию трамвайных путей.
Рис. 1. Расположение трамвайных путей в поперечном профиле улицы.
Пути трамвая в зависимости от общей планировки улицы и перечисленных факторов делают (рис. 1):
а) по оси городской улицы (центральное расположение);
б) по одной стороне городской улицы (одностороннее расположение);
в) по двум сторонам городского бульвара или полосы, предназначенной для транспорта, двигающегося с большой скоростью (двустороннее расположение).
Существовавший ранее способ прокладки трамвайных путей с двух сторон улиц у тротуаров, создает неудобства при пересечении проездов и задержки при остановках безрельсового транспорта у тротуаров.
В отношении уровня проезда расположение путей трамвая может быть:
а) в общей полосе движения (головки трамвайных рельсов расположены на уровне мостовой);
6) на обособленном полотне (головки трамвайных рельсов находятся выше на 15–20 см уровня проезда).
Расположение трамвайных путей в поперечном сечении улицы должно отвечать условиям автогужевого и трамвайного движения. Его устанавливают в зависимости от положения зеленых насаждений и бульваров, ширины улицы, ширины и положения полос для иных видов транспорта, а также подземных сооружений.
Центральное расположение путей трамвая является наиболее целесообразным.
Шириной полотна путей трамвая называют полосу, которая ограничена габаритами приближения каких-либо строений либо безрельсового транспорта. При обособленном полотне она измеряется расстоянием между наружными гранями бортовых камней.
Размеры элементов трамвайного пути на прямых участках приведены в табл. 1, где даны размеры общего полотна по оси проездов, в табл. 2 – по одной стороне проезда, в табл. 3 – обособленного полотна, ограниченного с обеих сторон бортом, а в табл. 4 – обособленного полотна, ограниченного бортом и тротуаром или лотком.
Тип пути | Ширина полотна в мм | Расстояние между осями путей в мм | Ширина междупутья в мм |
---|---|---|---|
Двойной путь с нормальным междупутьем | 6950 | 3550 | 2026 |
Двойной путь с минимальным междупутьем | 6550 | 3148 | 1624 |
Одиночный путь | 3400 | – | – |
Тип пути | Ширина полотна до тротуара в мм | Ширина полотна до наружного края полотна в мм | Расстояние между осями путей в мм | Ширина междупутья в мм |
---|---|---|---|---|
Двойной путь с нормальным междупутьем | 7150 | 7350 | 3550 | 2026 |
Двойной путь с минимальным междупутьем | 6750 | 6960 | 3148 | 1624 |
Одиночный путь | 3600 | 3800 | – | – |
Тип пути | Ширина полотна в мм | Расстояние между осями путей в мм | Ширина междупутья в мм |
---|---|---|---|
Двойной путь с нормальным междупутьем | 7350 | 3550 | 2026 |
Двойной путь с минимальным междупутьем | 6950 | 3148 | 1624 |
Одиночный путь | 3800 | – | – |
Тип пути | Ширина полотна до наружного края лотка в мм | Ширина полотна до тротуара в мм | Расстояние между осями путей в мм | Ширина междупутья в мм |
---|---|---|---|---|
Двойной путь с нормальным междупутьем | 7650 | 7350 | 3550 | 2026 |
Двойной путь с минимальным междупутьем | 7500 | 7300 | 3148 | 1624 |
Одиночный путь | 4000 | 3800 | – | – |
Устраивать обособленное полотно трамвайного пути можно в том случае, когда в каждом направлении ширина проезжих частей улицы для автогужевого транспорта составляет не меньше 6,5 м, причем между гранями тротуаров общая ширина улицы должна быть не меньше 25 м для последующего уширения проезжих частей до 9 метров.
По сравнению с другими видами полотна у обособленного полотна трамвайных путей есть несколько преимуществ. В связи с эти во всех случаях, когда возможно, нужно рекомендовать выделение трамвая на обособленное полотно.
Расположение трамвайных путей на загородных линиях
Пути трамвая на загородных линиях могут находиться:
а) на самостоятельном (независимом) полотне;
б) на оси проезжей части шоссе;
в) на обочине шоссе.
Габариты полотна трамвайных путей и требования, предъявляемые к ним, при размещении пути по оси шоссе такие же, что и для путей на городских улицах.
Трамвайная загородная линия, если она не связана с планированием будущих проездов, должна быть наиболее прямолинейной, но соответствовать рельефу местности, с тем, чтобы строительная стоимость и эксплуатационные расходы были бы наименьшими.
У трамвайных загородных линий земляное полотно по форме в насыпи и в выемке аналогично железнодорожному полотну.
Шириной земляного полотна называется ширина верхней поверхности, измеряемой расстоянием между бровками полотна.
Размеры элементов земляного полотна на прямых участках загородной линии приведены в табл. 5.
Тип пути | Ширина по верху земляного полотна в мм | Расстояние между осями путей в мм | Ширина междупутья в мм |
---|---|---|---|
Двойной путь с нормальным междупутьем | 9050 | 3550 | 2026 |
Двойной путь с минимальным междупутьем | 8700 | 3148 | 1624 |
Одиночный путь | 5500 | – | – |
На кривых участках двухколейных линий земляное полотно уширяется в соответствии с междупутьем.
Продольный и поперечный профили трамвайного пути
Уложенный по городским проездам продольный профиль трамвайного пути обязан совпадать с продольным профилем улицы, однако величина уклона ограничена силой тяги по сцеплению с полотном пути колес трамвайного моторного вагона и безопасностью движения.
Для трамвайных путей предельные уклоны на прямых участках устанавливаются: для одновагонных составов трамвайных поездов i = 0,09; для двухвагонных составов трамвайных поездов i = 0,08; для трехвагонных – i = 0,06.
На кривых участках в эти предельные значения уклона входят фиктивные уклоны, эквивалентные сопротивлению поезда в кривой и определяемые по формуле:
где: iк – величина уклона;
R – длина радиуса кривой в м, и тогда предельный уклон iпред = i–iк.
При бо́льшем значении уклона трамвайных линий нужно принять особые меры, которые обеспечат увеличение сцепления с рельсом колеса, а также безопасность движения.
Наибольший уклон трамвайных путей, служащих для постановки на них вагонов трамваев (запасные тупики на конечных пунктах, пути для стоянки трамвайных вагонов в депо и др.), для предупреждения движения незаторможенного вагона не должен быть больше 0,0025.
Сопряжение в вертикальной плоскости двух смежных уклонов, в том числе и уклона с горизонтальной площадкой, при алгебраической разности показателей их крутизны больше 0,015 должно быть выполнено кривой радиуса от 350 до 2000 м.
Биссектриса и тангенс вертикальной кривой вычисляются по формулам:
где: Б – биссектриса вертикальной кривой;
d – алгебраическая разность уклонов;
T – тангенс вертикальной кривой;
R – радиус сопрягающей кривой;
y – ордината кривой;
x – абсцисса кривой.
Между вертикальными кривыми, которые направлены в разные относительно горизонта стороны, делается прямая (в вертикальной проекции) вставка длиной не менее 7 м.
Поперечный профиль путей трамвая, находящихся на уличных проездах, должен следовать общему очертанию поперечного профиля мостовой проезжей части улицы.
В поперечном профиле головки рельсов трамвайного пути на обособленном полотне укладываются в одном уровне, а для трамвайного пути, расположенного по оси проезда, головки внутренних рельсов возвышаются над наружными (крайними к проезжей части) – на 10 мм. Это необходимо для стока веды.
От полотна трамвайного пути во всех случаях предусматривается отвод воды. Поэтому уклон (скат) проезжей части к трамвайному пути не допускается.
Поверхность борта обособленного полотна трамвайных путей должна возвышаться над проезжей частью улицы на 0,15–0,25 м.
Для выравнивания в кривых давления колес на ходовые нитки колеи и достижения устойчивости вагона в движении наружная рельсовая нитка возвышается над внутренней.
Величина превышения наружной рельсовой нитки над внутренней зависит от величины радиуса кривой и устанавливается:
а) на 50 мм при радиусах до 20 м;
б) на 45 мм при радиусах свыше 20 до 50 м;
в) на 40 мм при радиусах свыше 50 до 150 м;
г) на 30 мм при радиусах свыше 150 до 500 м;
д) на 15 мм при радиусах свыше 500 до 1000 м;
На кривых, в конце спусков, а также и на затяжных спусках трамвайных путей, в целях обеспечения должной безопасности движения, нормы превышения наружной рельсовой нитки над внутренней увеличиваются, а именно:
а) при радиусе кривой до 50 м – превышение на уличных проездах – на 100 мм, а на линиях с обособленным полотном – на 150 мм;
б) при радиусе кривой свыше 50 м до 100 м – превышение на уличных проездах на 60 мм, а на линиях с обособленным полотном – на 80 мм;
в) при радиусе кривой свыше 100 м до 150 м – превышение на 40 мм;
г) при радиусе кривой свыше 150 м до 500 м – превышение на 30 мм;
д) при радиусе кривой свыше 500 м до 1000 м – превышение на 15 мм.
На кривых в проезжей части с усовершенствованными мостовыми допускается уменьшение норм возвышения при ограничении скорости движения по ним.
Поперечный профиль загородных трамвайных линий устраивается по типу нормального железнодорожного пути.