Когда педаль отпущена, то ведомый диск 5 под воздействием нажимных пружин находится в зажатом состоянии между маховиком 4 и нажимным диском 6 и вращается вместе с маховиком двигателя. Ось с вилкой выключения 27 и выжимным подшипником 1 и педаль удерживаются при этом в крайнем заднем положении оттяжной и возвратной 24 пружинами.
В этом положении между выжимным подшипником 1 и пятой 10 есть зазор, которым определяется свободный ход наружного конца вилки сцепления, равный 2,4–3,4 мм.
Механизм сцепления: 1 — Подшипник выжимной в сборе; 2 — Манжета ведущего вала; 3 — Картер сцепления; 4 — Маховик; 5 — Диск ведомый в сборе; 6 — Диск нажимной в сборе; 7 — Болт маховика; 8 — Подшипник ведущего вала; 9 — Вал ведущий коробки передач; 10 — Пята; 11 — Рычаг; 12 — Регулировочный палец; 13 — Регулировочная гайка.
При нажатии на педаль сцепления автомобиля ЗАЗ-968М усилие от педали передается через толкатель поршню главного цилиндра и далее тормозной жидкостью по стольной трубке поршню рабочего цилиндра и через его толкатель и палец к оси 23 вилки выключения сцепления. Вилка 27, поворачиваясь с осью, перемещает выжимной подшипник 1 и упирает его в пяту 10. Дальнейшее перемещение пяты вместе с подшипником вызывает поворот отжимных рычагов 11 на упорных стойках.
Во время поворота отжимных рычагов, преодолев сопротивление нажимных пружин, пальцы 12 отводят от ведомого диска 5 нажимной диск 6. При этом передача вращения к коробке передач от двигателя прекращается.
Ось с вилкой и выжимной подшипник механизма сцепления: 1 — Подшипник выжимной в сборе; 14 — Звено соединительное; 15 — Полиамидная втулка; 16 — Обойма; 17 — Подшипник; 18 — Обойма проставки; 19 — Проставка из материала АГ НАМИ; 20 — Гайка; 21 — Стопорная шайба; 22 — Клин; 23 — Ось с вилкой; 24 — Возвратная пружина; 25 — Регулировочная шайба; 26 — Кольцо стопорное; 27 — Вилка выжима выключения сцепления.
Нажимной диск, при отпускании педали сцепления, приближается под действием нажимных пружин к ведомому диску и после того, как соприкоснется с ним, выпрямляет постепенно пружинные пластины ведомого диска 5, которые имеют волнистую поверхность, выключая плавно сцепление.
Толщина ведомого диска автомобиля ЗАЗ-968М при полном включении сцепления уменьшается из-за деформации пружинных пластин примерно на величину 0,5 мм в сравнении с толщиной диска, находящегося в свободном состоянии.
- Устройство механизма сцепления
- Устройство нажимного и ведомого дисков сцепления
- Устройство привода выключения сцепления