Для того, чтобы предохранить систему охлаждения автомобиля Москвич 401-420 от замерзания, ее на зимний период можно заправлять антифризом — жидкостью с низкой температурой замерзания.
Антифризы по ГОСТ 159-52 бывают марок 40 и 65.
В состав охлаждающей жидкости марки 40 входит 47% дистиллированной воды и 53% технического этиленгликоля. Ее температура замерзания не больше минус 40 градусов Цельсия.
В состав охлаждающей жидкости марки 65 входит 34% воды и 66% этиленгликоля. Ее температура замерзания не выше минус 65 градусов Цельсия. Для предотвращения коррозии системы охлаждения в жидкости марок 65 и 40 добавляют особые вещества.
Для того чтобы жидкости марок 65 и 40 можно было по внешнему виду отличить, жидкость марки 65 окрашивается в оранжевый цвет.
Температуру жидкости можно определить по ее удельному весу. Чем больший процент в жидкости составляет вода, тем удельный вес антифриза становится меньше, и наоборот.
Установив с помощью ареометра удельный вес жидкости по табл. 2, можно определить состав и температуру замерзания антифриза.
Охлаждающие жидкости надо оберегать от попадания в них нефтепродуктов (бензина, масла), так как в этом случае антифриз сильно пенится и нередко выбрасывается из системы охлаждения.
Если в состав охлаждающей жидкости входит этиленгликоль, то она является ядовитой. Если антифриз попадет в организм человека, то это может привести к тяжелому отравлению и даже смерти. В связи с чем антифриз нельзя ни в коем случае отсасывать через шланг ртом. В пожарном отношении антифриз безопасен. После работы с этиленгликолевой жидкостью следует вымыть руки водой с мылом.
В систему охлаждения «Москвича» вместо 6 л воды (полная емкость системы) следует заливать 5,6—5,7 литров антифриза, так как он при нагревании значительно увеличивается в объеме. Если заправить систему 6 л антифриза, то при нагреве излишнее его количество будет выброшено через пароотводную трубку или горловину радиатора.
Антифриз портит окраску автомобиля, и поэтому следует избегать попадания его на окрашенные поверхности.
В процессе эксплуатации антифриз густеет в связи с тем, что из него постепенно испаряется вода. Если система охлаждения герметична, то периодически можно в требуемом количестве разбавлять антифриз водой, измерив предварительно его удельный вес (см. табл. 2).
В конце зимнего периода эксплуатации необходимо слить антифриз в чистую стеклянную посуду, плотно закупорить и сделать надпись «Яд». В дальнейшем его можно профильтровать или дать хорошо отстояться и, отделив механические примеси, использовать следующей зимой.
Антифриз можно хранить также в железной таре, нельзя его держать в оцинкованной посуде.
Применяя антифриз, надо учитывать следующее. Антифриз заправляется в систему охлаждения двигателя «Москвича» на весь сезон, поэтому система должна быть в полном порядке, так как подтекания жидкости недопустимы.
Антифриз обладает способностью просачиваться через ничтожные неплотности и подтекает там, где вода обычно проникнуть не может.
При постоянном наличии его в системе охлаждения автомобиля обычный метод предварительного прогрева двигателя (с помощью горячей воды) становится невозможным. Поэтому двигатель должен быть хорошо подготовлен к работе в зимних условиях, исправен и отрегулирован, чтобы зимой можно было пускать его в ход без предварительного подогрева.