Вредные — разрушительные процессы, протекающие в течение всего времени существования автомобиля; они приводят к снижению уровня рабочих процессов и ухудшению технико-экономических показателей автомобиля.
Изнашивание рабочих поверхностей деталей, усталостные разрушения, коррозия, старение — все это вредные процессы, обусловленные:
Погрешностями, возникшими при изготовлении машины, например неуравновешенностью вращающихся масс, несоосностью постелей блока цилиндров и коренных шеек коленчатого вала, некачественным выполнением процесса старения корпусных деталей, наличием неравномерных остаточных напряжений в поверхностных слоях шеек коленчатого вала и т. п.;
Внешними условиями, в частности температурным влиянием окружающей среды, пылью, влагой и т. п.
Рис. 4.1. График увеличения долговечности автомобиля при своевременном проведении ТО и ТР: φ(t) — рабочие процессы; ψ(t) — вредные процессы; t1-tN — промежутки времени между ТО и ТР.
По скорости протекания вредные процессы делятся на три группы:
Быстро протекающие (вибрация узлов, изменение сил трения и т. д.), периодичность которых составляет доли секунды;
Процессы средней скорости, например климатические условия, которые изменяются в течение минут или часов;
Медленные процессы, которые длятся дни или месяцы (изнашивание деталей, коррозия, усталость металлов и т. д.).
Эти процессы полностью устранить нельзя, но можно замедлить их проявление путем своевременного проведения ТО и ТР, что проиллюстрировано на рис. 4.1. Как видно из рисунка, при непрерывном осуществлении рабочих процессов ψ(t) наличие вредных процессов ψ(t) могло бы привести к раннему выходу автотранспорта из строя. Однако неоднократное выполнение ТО или ТР после определенного пробега обеспечило увеличение суммарного пробега. Когда уровень вредных процессов резко возрастает и превышает допустимые пределы, а ход рабочих процессов отклоняется от нормального, эксплуатация автомобиля становится технически невозможной или экономически нецелесообразной, и автомобиль подлежит КР.
Все части: 1 | 2