Наиболее целесообразно использовать для остекления кузова гнутые стекла, так как при этом облегчается изготовление штампуемых деталей в связи с отсутствием переходов от сферических поверхностей к плоским. Кроме того, гнутые стекла обладают большей прочностью при действии нормальных сил, аналогично издавна известной строительной арке. Это позволяет применять стекла меньшей толщины, а, следовательно, более экономично.
Наибольшей прочностью обладают сферические стекла, что с учетом аэродинамических преимуществ и из соображений улучшения обзорности, технологии обработки кромок проемов и увеличения внутреннего помещения определило широкое применение этих стекол для передних и задних окон, а в настоящее время все чаще — и для боковых. Глухие окна снабжены соответствующей формы уплотнителями оконного проема (рис. 1). Герметичность проема обеспечивается плотным прилеганием резины к стеклу.
Рис. 1. Крепления глухих окон автомобиля.
Легче всего это прилегание достигается при использовании декоративного профиля, закрепляющего уплотнитель после установки стекла. Для обеспечения полной герметичности поверхности прилегания уплотнители смазывают клеем.
Открывающиеся окна применяются в качестве боковых в городских автобусах, а также в дверях легковых автомобилей и кабин грузовых автомобилей. Автобусные окна (рис. 2), как правило, выполняют раздвижными, отклоняющимися или частично опускающимися. Целиком стекла опускающимися не выполняют, так как они имеют большие размеры и вес, что потребует сложных механизмов подъема и рассечения важных в отношении прочности подоконных балок. Раздвижное наполовину окно часто применяют в дверях, толщина которых недостаточна для размещения стекла и механизма подъема.
Рис. 2. Открывающиеся окна автобусов.
Окна легковых автомобилей чаще всего являются опускными (рис. 3). У многих легковых автомобилей в боковых окнах имеются еще так называемые дефлекторы, т. е. вспомогательные поворотные форточки. При установке дефлекторов улучшается вентиляция кузова. Однако дефлекторы получили плохую славу из-за того, что при их наличии облегчается проникновение внутрь кузова. В связи с этим некоторые заводы отказываются от использования дефлекторов, другие же разработали специальные винтовые механизмы открывания дефлекторов, недоступные снаружи.
Рис. 3. Опускное окно легкового автомобиля.
Проектируя остекление кузова, следует в первую очередь учитывать безопасность и эксплуатационные качества, использование поляризующих оболочек, затем вес стекла и только в конце архитектуру. При выборе формы стекла следует принимать во внимание явления преломления лучей (рис. 4).
Рис. 4. Преломление световых лучей в стеклах автомобиля: O — наблюдаемая точка предмета; I1 — первичное изображение; I2 — вторичное изображение; d — первичное отклонение; s — угол расхождения изображений.