Изменение основных величин тягового двигателя трамвайного вагона, в зависимости от тока нагрузки, графически изображается в виде характеристик.
В характеристиках приводятся тяговое усилие в кг, скорость на ободе колеса в км/час и КПД.
Если характеристики трамвайного двигателя не даны, а известны его данные, то можно построить их, определив аналитически зависимости:
Для построения кривой F = f(I) пользуемся уравнением:
Откуда:
Где F‘ — сила тяги двигателя в кг при определенном значении η’, I и U.
Если известны I‘, η’, U и v‘, можно найти F‘ или по F‘, η’, U и v‘ можно найти I‘.
Для построения кривой F = f(v) при известных скоростях тяговые усилия определяют из уравнения:
Где: vh — скорость на ободе колеса вагона при часовом режиме в км/час;
η’ — КПД двигателя трамвая в %;
I‘ — ток в А;
Fh — сила тяги при часовом режиме в кг;
Ph — часовая мощность двигателя в кВт;
U — напряжение в В.
Задаваясь v‘, определяем F‘ при различных значениях v‘.
Имея данные F‘, I‘ и v‘, сведенные в таблицу, можно построить характеристику двигателя.
Если задана скорость вращения якоря двигателя в об/мин., то для перевода скорости якоря в скорость на ободе колеса можно пользоваться формулой:
Где: vк — скорость на ободе колеса в км/час
n — скорость вращения якоря двигателя в об/мин.;
D — диаметр колеса вагона в м;
μ — передаточное число зубчатой передачи.
В табл. 90 приведены параметры тяговых электродвигателей и вспомогательных машин трамвайных вагонов.
На рис. 1 приведены характеристики тяговых двигателей: а) двигателя ДК-254А; б) двигателя ДК-255А; в) двигателя ДТИ-60.
Рис. 1. Характеристики тяговых двигателей трамваев: а) двигателя ДК-254А; б) двигателя ДК-255А; в) двигателя ДТИ-60.
Ориентировочный вес тяговых двигателей можно определить по формуле:
Где: Gд — вес двигателя в кг;
Mд — вращающий момент на валу якоря в кгм.