Органы управления и приборы автомобилей ЗАЗ-968М и ЗАЗ-968М-005 «Запорожец» — Часть 1 из 3

Автомобиль Запорожец ЗАЗ-968М (photo by Christo / commons.wikimedia.org / CC BY-SA (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0))
Автор фото Christo, CC BY-SA 4.0, через Викисклад.

К органам управления автомобиля ЗАЗ-968М (ЗАЗ-968М-005) «Запорожец» относятся рулевое колесо 3 с двумя спицами, а также кнопкой 4, служащей для включения звукового сигнала, рычаг 18 стояночного тормоза и педаль 22 ножного привода тормоза.

Контроль за исправностью обоих контуров привода тормозов происходит с помощью контрольной лампы 34 с красным светофильтром. Она загорается и сразу же гаснет при нажатии на педаль тормоза. Если один из контуров неисправен, то лампа при торможении продолжает гореть, пока педаль не будет отпущена.

Управление коробкой передач и двигателем ЗАЗ-968М и ЗАЗ-968М-005 производится с помощью выключателя 24 замка зажигания и стартера, рычагом 16 переключения передач, а также кнопкой 17 управления воздушной заслонкой карбюратора, педалью 23 выключения сцепления, педалью 20 привода дроссельной заслонки карбюратора. Положения рычага переключения передач, когда включены соответствующие передачи, представлены на рисунке.

Чтобы включить задний ход, нужно полностью остановиться, а затем нажать вниз рычаг переключения передач, который при этом находится в нейтральном положении, далее переместить его вправо и назад (для ЗАЗ-968М) или вправо и вперед (для ЗАЗ-968М-005).

Из исходного положения III (стоянка) при помощи ключа выключатель 24 замка зажигания и стартера может быть установлен в положения: 0, I, II, III.

Противоугонное устройство автомобилей ЗАЗ-968М и ЗАЗ-968М-005 выключается при повороте ключа в положение 0 по часовой стрелке. Если было включено противоугонное устройство, то чтобы не сломать ключ нужно, слегка поворачивая руль вправо-влево, добиться, чтобы он стал свободно поворачиваться. Когда ключ повернут в положение I (зажигание), цепи зажигания замыкаются и включаются контрольно-измерительные приборы; контрольная лампочка работы генератора и лампочки аварийного давления масла загораются; подается напряжение в цепь электродвигателя стеклоочистителя и указателей поворотов.

Когда ключ повернут в положение II (стартер) включается стартер. Данное положение является не фиксирующимся: ключ требуемое время (до запуска двигателя) необходимо удерживать рукой, прикладывая усилие по часовой стрелке. В случае, когда нажим на ключ ослабляется, он под действием усилия пружины внутри механизма замка возвращается в положение I.

Чтобы включить противоугонное устройство «Запорожца», нужно вынуть ключ из положения III (стоянка), а затем слегка повернуть руль в обоих направлениях, чтобы он зафиксировался.

Во время движения категорически запрещается выключать зажигание. В этом случае ключ может перейти в положение «стоянка» и немного выйти из гнезда, при этом руль зафиксируется и может случиться авария.

В положении III можно включать приборы освещения, стеклоочиститель, звуковой сигнал, аварийную сигнализацию, отопитель, лампы сигнала торможения, переносную и подкапотную лампы.

Контроль за работой генератора автомобиля «Запорожец» происходит при помощи лампы 36, которая снабжена красным светофильтром. В момент включения зажигания лампочка загорается и гаснет после пуска двигателя. В случае, когда контрольная лампа горит при работе двигателя, это может свидетельствовать о неисправности реле блокировки или генератора.

Лампа 30 с красным светофильтром предназначена для контролирования давления масла в смазочной системе двигателя. При включении зажигания лампочка загорается и гаснет после запуска двигателя. Она не должна загораться в нормальных условиях работы двигателя. В режиме малой частоты вращения коленвала на холостом ходу или при перегретом двигателе лампа может загораться и при рабочей смазочной системе. В других случаях загорание лампы говорит о неисправности смазочной системы, которую нужно немедленно устранить.

По указателю температуры масла 29, который расположен в комбинации приборов, осуществляется контроль за тепловым режимом работы двигателя. У шкалы указателя есть четыре деления с цифровым обозначением, °C: 40; 80 и 120. Данный прибор работает только при включенном зажигании. При включении зажигания стрелка прибора устанавливается немного левее деления 40. В картере работающего двигателя ЗАЗ-968М и ЗАЗ-968М-005 нормальная температура масла должна быть 70-110°C, но при температуре воздуха +35° C в летнее время допустима езда недлительное время при температуре масла более 110° C.

Указатель 28 служит для контроля уровня топлива в баке. Работа прибора осуществляется при включенном зажигании. На шкале указателя есть деления, которые соответствуют четвертям объема бака, но обозначений три: 0 (бак пустой), 0,5 (половина бака), П (бак полный).

Спидометр 33 установлен в центре комбинации приборов типа КП-214. Он объединен со счетчиком пройденного расстояния. Прибор получает привод от ведомого вала коробки передач автомобиля при помощи гибкого вала и червячного редуктора. Шкала спидометра имеет цены деления 10 км/ч. Красные цифры, расположенные на крайнем правом барабанчике счетчика, показывают пройденный путь в сотнях метров. Новый отсчет начинается после пробега 100 000 км.

Рычаг 1 переключателя указателей поворотов служит для подачи сигнала поворота. При переводе рычага вниз (Л) или вверх (П) загорается мигающий свет в указателе поворота, заднем фонаре левой или правой стороны автомобиля и повторителе. Рычаг автоматически возвращается в среднее положение при выходе из поворота. Данная операция может выполняться вручную. Указатели работают исключительно при включенном зажигании. С целью контролирования исправности работы переключателя, нитей накаливания сигнальных ламп и проводки предусмотрена лампа 34, имеющая зеленый светофильтр и установленная в комбинации приборов. С помощью нее дублируется мигающий свет сигнальных ламп.

Органы управления и приборы автомобилей Запорожец ЗАЗ-968М и ЗАЗ-968М-005

Комбинация приборов автомобилей Запорожец ЗАЗ-968М и ЗАЗ-968М-005

Положения переключателя указателей поворота, переключателя света фар, пееключателя стеклоочистителя и выключателя омывателя ветрового стекла автомобилей Запорожец ЗАЗ-968М и ЗАЗ-968М-005

Замок зажигания автомобилей Запорожец ЗАЗ-968М и ЗАЗ-968М-005

Схема переключения передач автомобилей Запорожец ЗАЗ-968М и ЗАЗ-968М-005

Положение рукояток и клавиш управления автомобилей Запорожец ЗАЗ-968М и ЗАЗ-968М-005

Органы управления и приборы автомобилей ЗАЗ-968М и ЗАЗ-968М-005 «Запорожец»: 1 — Рычаг переключателя указателей поворота; 2 — Рычаг переключателя света фар; 3 — Колесо рулевое; 4 — Кнопка включения звукового сигнала; 5 — Комбинация приборов; 6 — Щиток противосолнечный; 7 — Кнопка выключателя отопителя; 8 — Рычаг переключателя стеклоочистителя и выключателя стеклоомывателя; 9 — Рукоятка настройки часов; 10 — Часы электрические; 11 — Пепельница; 12 — Зеркало заднего вида; 13 — Ящик для вещей; 14 — Патрон включения лампы переносной со штекерным соединением; 15 — Рукоятка управления заслонками отопителя; 16 — Рычаг переключения передач; 17 — Кнопка управления воздушной заслонкой карбюратора; 18 — Рычаг тормоза стояночного; 19 — Рукоятки управления подачей из отопителя горячего воздуха; 20 — Педаль привода дроссельной заслонки карбюратора; 21 — Кнопка привода люка вентиляционного; 22 — Педаль ножного привода тормоза; 23 — Педаль выключения сцепления; 24 — Выключатель стартера и замка зажигания; 25 — Выключатель наружного освещения; 26 — Рукоятка привода замка крышки багажника; 27 — Выключатель сигнализации об аварийном состоянии автомобиля или его вынужденной остановке; 28 — Указатель уровня бензина; 29 — Указатель температуры масла в двигателе; 30 — Лампа контрольная аварийного давления масла; 31 — Лампа контрольная аварийной сигнализации тормозов; 32 — Лампа контрольная включения дальнего света фар; 33 — Спидометр; 34 — Лампа контрольная указателя поворотов; 35 — Лампа контрольная работы отопителя; 36 — Лампа контрольная работы генератора.

Все части: 1 | 2 | 3

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.