В зависимости от различных условий, в которых приходится вести работы по капитальному ремонту трамвайных путей, изменяются методы ее, зависящие в основном от возможного фронта работ и наличия трамвайного движения по ремонтируемым путям, а также от степени механизации путевых работ.
Работы по капитальному ремонту трамвайного пути, производящиеся на открытом воздухе, не защищенные от атмосферных явлений, при растянутости фронта, а также при необходимости постоянного обеспечения бесперебойности трамвайного движения и соблюдения требований благоустройства города сильно осложняют организацию путевых работ.
Основным требованием к капитальному ремонту трамвайного пути является ведение работ в возможно короткие сроки, хорошего качества и с минимальным ущербом для населения города как пользующегося транспортом, так и проживающего у места работ.
Нормальный метод производства работ по осуществлению капитального ремонта трамвайных путей должен заключаться в применении рациональных технологических процессов при максимальной механизации их, в правильном разделении труда на производстве, в освобождении квалифицированных рабочих от второстепенных работ, а также от подготовительно-подсобных работ, лучшей организации рабочего места в организации круглосуточной работы, но при условии минимального нарушения интересов населения города и благоустройства. Кроме того, предусматриваются максимальное использование механизмов, транспорта и экономия материалов.
В соответствии с разными условиями, работы по капитальному ремонту трамвайных путей могут быть организованы поточным или комплексным (звеньевым) методом.
Поточный метод состоит в том, что бригада, выполняющая какую-либо работу, разбивается на отдельные группы, выполняющие в течение определенного времени одну либо несколько объединенных между собой операций, двигаясь вдоль пути с определенной скоростью от начала до конца ремонтируемого участка. Число рабочих в каждой группе должно быть таким, чтобы все группы работали одинаковыми темпами и распределялись по фронту работ с учетом удобства производства их, при минимальном сроке их выполнения.
Поточный метод рекомендуется применять в том случае, если работы по капитальному ремонту трамвайного пути можно организовать с закрытием или переключением трамвайного движения на ремонтируемом участке на срок больше одних суток.
Комплексный (звеньевой) метод заключается в том, что определенная группа рабочих на каждом участке выполняет в последовательном порядке все операции, входящие в данную работу, причем на одном объекте может быть одна группа, или объект разбивается на несколько участков, на которых работают отдельные группы (звенья), независимо выполняющие весь комплекс работ.
Комплексный метод применяется при работах по капитальному ремонту трамвайного пути в часы ночного перерыва движения.
Преимущество поточного метода перед звеньевым заключается в большей возможности применения механизации и в том, что рабочие, специализируясь на выполнении отдельных операций, быстро повышают свою квалификацию и обеспечивают быстрый рост производительности труда. Кроме того, на отдельных операциях возможно использование малоквалифицированных рабочих, что при комплексном методе затруднительно, а также требуется меньшее количество инструментов и облегчается руководство отдельными работами.
К недостаткам поточного метода относится некоторая обезличка в выполнении работ по капитальному ремонту трамвайного пути, так как за качество окончательно отремонтированного участка отвечают все группы в целом.
При выполнении отдельных работ часть операций может выполняться поточным методом, а часть – комплексным.
Технологический процесс производства работ должен устанавливать строгую последовательность в выполнении отдельных операций с указанием требующегося числа рабочих разных квалификаций, инструмента, путевых машин, материалов, транспорта и т. п., а также расстановки отдельных рабочих или групп по фронту работ и время, необходимое на выполнение каждой операции, с учетом трамвайного движения, если оно имеется. Разбивка работы по капитальному ремонту трамвайного пути на отдельные операции и подбор способов работ должны быть выбраны так, чтобы каждая операция выполнялась с минимальной затратой труда и в минимальный срок. Для правильной организации процесса по капитальному ремонту трамвайного пути составляются технологические карты.
Каждая карта состоит из следующих частей:
1. Характеристика ремонтируемого участка пути и порядок производства работ в зависимости от различных условий.
2. Состав подготовительных работ и сроки их выполнения.
3. Организация работ по ремонту (технология) в порядке описания и графиков выполнения отдельных операций.
4. Количество и состав бригад, их квалификация, производительность за смену и расход рабочей силы на измеритель.
5. Потребность в инструменте, оборудовании, материале и транспортных средствах как в целом по объекту, так и по сменам.