Масляный насос двигателя внутреннего сгорания (ДВС) МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец» – односекционный, шестеренный, смонтирован в отдельном корпусе. Масляный насос крепится двумя болтами к внутренней полости картера коленвала.
На валик 32 напрессовано ведущее зубчатое колесо насоса. Ведомое зубчатое колесо 36 при этом вращается свободно на оси 37, которая запрессована в корпус 30 насоса. Стопорное кольцо ограничивает глубину запрессовки оси. Зазор между отверстием в корпусе насоса и ведущим валиком равен 0,018—0,050 мм. У ведущего валика для улучшения смазывания есть винтовая канавка.
У масляного насоса крышка 35 отлита из чугуна. Ее крепление к корпусу осуществляется болтами. В крышке есть отверстия, являющиеся гнездами валиков насоса. Данные отверстия закрыты при помощи заглушек 34.
Зазор между крышкой и торцами зубчатых колес равен 0,047—0,120 мм и регулируется при мощи уплотняющей прокладки 31. Между корпусом и зубчатыми колесами насоса есть диаметральный зазор (расточка, находящаяся в корпусе масляного насоса), который равен при заводской сборке насоса 0,075—0,125 мм.
Давление, которое создает насос при температуре масла 80° C и частоте вращения коленвала 3000 мин-1 (об/мин), должно быть не меньше 0,12 МПа (1,2 кгс/см2). Если давления станет ниже предельного, то эксплуатировать двигатель МеМЗ-968Н нельзя.
Масляный насос двигателя МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»: 19 — Пробка редукционного клапана; 20 — Маслоприемник с фильтром грубой очистки; 21 — Каркас сетки; 22 — Уплотнительное кольцо; 23 — Уплотнительная прокладка; 24 — Пружина редукционного клапана; 25 — Шарик клапана; 29 — Прокладка корпуса; 30 — Корпус масляного насоса; 31 — Прокладка крышки масляного насоса; 32 — Ведущий валик масляного насоса; 33 — Ведущее зубчатое колесо масляного насоса; 34 — Заглушка; 35 — Крышка масляного насоса; 36 — Ведомое зубчатое колесо масляного насоса; 37 — Ось ведомого зубчатого колеса.
У насоса есть предохранительный (редукционный) клапан, служащий для предупреждения слишком большого давления масла в смазочной системе.
Редукционный клапан имеет шариковый тип и выполнен в корпусе масляного насоса. Клапан срабатывает, когда в масляном насосе давление равно 0,55—0,75 МПа (5,5—7,5 кгс/см2). Регулирования в эксплуатации нет. Шарик 25 редукционного клапана имеет диаметр 11,509 мм.
В случае проверки давления масла при помощи манометра, который поставлен вместо датчика давления, когда манометр будет показывать 0,25 МПа (2,5 кгс/см2) (с учетом потерь, которые могут быть в магистрали) редукционный клапан должен срабатывать.
В движение насос приводится от цианированного стального зубчатого колеса 6 привода распределителя зажигания и масляного насоса. Данное зубчатое колесо стоит в постоянном зацеплении с зубчатым колесом распредвала, который с распредвалом выполнен заодно. Зубчатое колесо на нижнем конце валика привода распределителя закреплено при помощи штифта 7. Также с помощью штифта закреплен на верхнем конце валика поводок 3 привода распределителя, который имеет прорезь, куда заходит хвостовик от вала распределителя зажигания. Относительно оси валика прорезь смещена на 2,1 мм. Ее ширина равна 4,5 мм.
Между зубчатым колесом 6 и корпусом 12 валика ставится стальная шайба 4. Ее толщина подбирается так, чтобы осевой разбег зубчатого колеса, находящегося в сборе с валиком, был равен 2,03—4,3 мм. Валик вращается в расточке корпуса и имеет маслогонную канавку.
Масляному насосу двигателя автомобиля ЗАЗ-968М вращение передается посредством промежуточного валика 10, который имеет прорези, входящие в хвостовики валика масляного насоса и ведущего валика.
Втулка 9 представляет собой центрирующее звено двух валиков. Она опирается на упорное кольцо 8, которое надето на ведущий валик масляного насоса.
Привод масляного насоса двигателя МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец» и установка привода распределения зажигания: 3 — Поводок распределителя зажигания; 4, 38 — Шайбы; 5 — Валик привода распределителя зажигания; 6 — Колесо зубчатое привода распределителя зажигания и масляного насоса; 7 — Штифт; 8 — Упорное кольцо; 9 — Втулка центрирующая; 10 — Валик промежуточный привода масляного насоса; 11 — Прокладка; 12 — Корпус валика.
Изготовление корпуса привода происходит с помощью литья из сплава магния. Корпус привода имеет центрирующие проточки, заходящие в расточенное отверстие картера.
На корпусе есть два фланца: верхний служит для крепления распределителя, нижний служит для крепления корпуса к картеру двигателя МеМЗ-968Н.
С целью уменьшить износ торца картера, между картером и зубчатым колесом ставиться стальная шайба.
Поводок привода при его установке поворачивают таким образом, чтобы паз на поводке 3 стоял параллельно оси коленвала, а меньший сектор был со стороны отверстия для шпильки крепления корпуса.
Поводок, при вводе в зацепление ведущего зубчатого колеса распределительного вала и зубчатого колеса 6 привода, поворачивается. Это связано с тем, что зубчатые колеса винтовые. Поводок при этом к оси коленвала занимает положение с углом 19±11°, а меньший сектор должен находиться со стороны, где находится шпилька крепления привода распределителя к картеру.
Если эти рекомендаций будут нарушены, правильно установить момент опережения зажигания будет нельзя.
Маслоприемник 20 состоит из штампованного колпака с маслоподводящей трубкой и фильтрующей сеткой. У трубки есть фланец, а к насосу крепится болтом. Соединение корпуса масляного насоса и фланца трубки уплотняется при помощи резинового кольца 22.
- Схема смазывания и устройство смазочной системы двигателя
- Устройство центробежного маслоочистителя и контроль за работой смазочной системы двигателя
- Устройство масляного радиатора
- Измерение маслоизмерительным указателем уровня масла в картере двигателя