Коленвал двигателя внутреннего сгорания (ДВС) МеМЗ-966Г автомобиля ЗАЗ-968М-005 «Запорожец» является трехопорным и отлит из особого высокопрочного чугуна. Диаметр шатунных шеек равен 45-0,011 мм, коренных шеек — 50±0,01 мм, радиус кривошипа равен 27,25 мм. Между коренными шейками и вкладышами диаметральные зазоры в новом ДВС находятся в следующих пределах: для средней шейки (если смотреть со стороны маховика) — 0,030—0,109 миллиметра; для задней шейки — 0,090—0,135 миллиметра; для передней шейки — 0,060—0,105 миллиметра, между шейками шатунными и вкладышами шатуна — 0,026—0,071 миллиметра.
Устройство кривошипных механизмов двигателя МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец» — см. здесь.
Коленчатый вал двигателя МеМЗ-966Г балансируется совместно с корпусом центрифуги, маховиком, механизмом сцепления. Дисбаланс больше 15 г·см быть не должен.
При осуществлении динамической балансировки на шатунные шейки устанавливают круглого сечения, разъемные противовесы с массой каждого, равной 576±2 грамм. Они сбалансированы статически до безразличного положения.
На маховике и кожухе по завершении динамической балансировки наносят метки, показывающие их взаиморасположение.
На коленчатый вал автомобиля ЗАЗ-968М-005 оказывают воздействие осевые усилия. Эти осевые усилия воспринимаются при помощи торцового бурта вкладыша 3 переднего подшипника, торца опоры передней 4 и коренного подшипника посредством опорной шайбы 13.
Ограничение осевого разбега происходит с одной стороны с помощью шлифованного буртика щеки коленчатого вала, с другой — опорной шайбой 13 коленчатого вала (набор должен быть установлен и закреплен). При сборке осевой разбег находится в диапазоне 0,04—0,25 миллиметра. Его обеспечение осуществляется при помощи длины подшипника с опорой и длины передней коренной шейки.
Коленчатый вал двигателя МеМЗ-966Г автомобиля ЗАЗ-968М-005 «Запорожец»: 1 — Вкладыш среднего подшипника коленчатого вала; 2 — Штифт вкладыша переднего подшипника; 3 — Вкладыш переднего подшипника коленвала; 4 — Опора переднего подшипника коленвала; 5 — Ведущее зубчатое колесо привода вала распределительного; 6 — Ведущее зубчатое колесо привода вала балансирного; 7 — Корпус центрифуги; 8 — Маслоотражатель; 9 — Отгибная шайба; 10 — Болт центрифуги; 11 — Сегментная шпонка; 12 — Зубчатое ведущее колесо привода насоса масляного; 13 — Опорная шайба коленчатого вала; 14 — Коленчатый вал; 15 — Верхняя опора среднего подшипника коленчатого вала; 16 — Масляный канал средней опоры; 17 — Нижняя опора среднего подшипника коленчатого вала; 18 — Штифты опоры среднего коренного подшипника; 19 — Вкладыш среднего подшипника коленчатого вала; 20, 22 — Болт; 21 — Пружинная шайба; 23 — Шайба отгибная; 24 — Стопор заднего подшипника коленчатого вала; 25 — Картер коленчатого вала; 26 — Болт маховика; 27 — Заглушка; 28 — Фетровый сальник; 29 — Игольчатый подшипник; 30 — Болт стяжной средней опоры; 31 — Обод маховика; 32 — Маховик; 33 — Манжета; 34 — Прокладка маховика; 35 — Пружинная шайба болта маховика; 36 — Штифт маховика; 37 — Маслоотражатель; 38 — Неподвижный маслоотражатель; 39 — Шайба; 40 — Гайка.
На сегментных шпонках на переднем конце коленвала закреплены опорная шайба 13, колесо зубчатое 5 привода распределительного вала, зубчатое ведущее колесо 6 привода балансирного вала, зубчатое ведущее колесо 12 привода насоса масляного, маслоотражатель 8, корпус 7 центрифуги, которые закрепляются с усилием затяжки 10—12,5 кгс·м болтом пустотелым 10.
На четырех штифтах 36, один из которых имеет смещение, на заднем торце коленчатого вала закреплен маховик 32. Бумажная уплотнительная прокладка 34, толщина которой 0,1 миллиметра, установлена между маховиком и торцом коленчатого вала.
Чтобы масло из картера двигателя МеМЗ-966Г не утекало, в крышке зубчатых распределительных колес находится манжета со стороны переднего конца коленчатого вала.
Подвижный маслоотражатель 37 и неподвижный маслоотражатель 38 установлены на задней шейке коленчатого вала. В картер запрессована манжета.
Манжеты (передняя и задняя) можно взаимозаменять.
Изготовление маховика 32 происходит из серого чугуна методом литья. Зубчатый обод 31 методом напрессовки установлен на специальную выточку в маховике. Зубчатый обод нужен для запуска стартером двигателя «Запорожца».
Обод нагревают перед напрессовкой до температуры 200—230° C. К валу болтом 26 крепится маховик и стопорится там шайбой 35.
У болта маховика 26 имеется расточка. В этой расточке установлен подшипник игольчатый 29 ведущего вала коробки передач автомобиля. Для того, чтобы выполнить защиту от пыли, в болте имеется сальник из фетра 28, закрытый при помощи заглушки 27. Болт нужно затягивать с применением усилия где-то 28—32 кгс·м.
Опора средняя выполнена методом литья из магниевого сплава. Она является разъемной. Состоит из верхней половины 15 и нижней половины 17. Стягиваются половины опоры болтами 20. При этом усилие затяжки должно быть где-то 2—2,5 кгс·м. Центрирование происходит двумя штифтами 18. Обрабатываются половинки опор совместно, менять их поэтому надо в комплекте.
Половинки средней опоры на коленчатый вал ДВС МеМЗ-966Г устанавливаются таким образом, чтобы, если посмотреть с переднего конца (с лыской) коленвала, канал 16, расположенный в нижней половине опоры 17 для подведения смазки размещался с левой стороны, а отверстия, предназначенные под болт 30 закрепления опоры к картеру 25 — снизу.
У среднего подшипника коленчатого вала вкладыш 10 является разъемным. Его монтаж осуществляется на коленчатый вал вместе со средней опорой до установки в картер. Половинки подшипника можно менять друг с другом. В опоре их фиксирование происходит с помощью штифтов.
Передняя опора 4 изготовлена методом литья из магниевого сплава. Она имеет каналы для подведения и отведения смазки. В нее методом запрессовки установлен вкладыш 3 переднего подшипника, фиксируемый штифтом 2. Действующие на коленвал двигателя МеМЗ-966Г осевые усилия воспринимает опора передняя. Опора устанавливается в картер запрессовкой и прикрепляется к нему шпильками.
Коренные подшипники коленвала «Запорожца» выполнены из специального алюминиевого сплава. Методом запрессовки задний коренной подшипник установлен прямо в картер двигателя ЗАЗ и фиксируется при помощи стопора 24 и болта 22, который стопорится шайбой отгибкой 23. Чтобы избежать прогиба оси коленчатого вала, коренные подшипники рекомендовано заменять одновременно все.
После того, как была произведена замена вкладышей, обязательно нужно проверить в всех подшипниках диаметральный зазор.
- Устройство двигателя МеМЗ-966Г
- Устройство шатунов, поршней, поршневых колец и цилиндров двигателя
- Устройство газораспределительного и балансирного механизмов двигателя